Как мы сотоварищи велопоходом в горы Бугулы поехали. Часть 2.

Дистанция — 300 км

Автор — Губин (!{0$) Константин

Дата старта — 3 сентября 2021

Дорогу мы с Олегом так и не нашли и решили посмотреть ту, что идет с противоположной стороны. Она оказалась довольно далеко и я решил вернутся назад. Дима смотрел на меня с вопросом «ну чо?». Я говорю, что есть идея посмотреть трек, по которому уже ездили твои знакомые несколько недель назад. Открыл его в локусе, найдя с горем пополам (уже думал что не сохранил), и оказалось, что друзья Димы так же как и мы катили до этой точки, а потом вышли именно на ту дорогу, что шла справа. Вопрос был закрыт и мы покатили по пересеченке в сторону заветной цели.

Красная линия — то как мы должны были двигаться, а синяя — то, как ехали Димины знакомые до нас.

Я периодически сверялся с тем треком, по которому шли наши предшественники, но потом страх проколоться на караганинике и постоянные кочки и ямы — сделали свое дело и я убрал телефон, сосредоточившись на маневрировании.

Первым на дорогу выехал Олег. Она оказалась так внезапно близко, за высокой травой, что я выкрикнул — «Ура!» и чесанул к заветной грунтовочке:).

Ууууххх! Хорошооооо! Как приятно ехать по ровному и укатаному и не терять силы на прыг-скоки на кочках, не буксовать на траве…

Дальше начали открываться те виды, за которыми мы и ехали так долго.

Вскоре дорога стала круто уходить вправо и мы остановились, сверится с маршрутом. Оказалось что нам надо уходить на лево. Но дорога там была практически никакая, почти что целина. Хорошо, что это все ещё был маршрут наших предшественников. Если они проехали, значит и мы сможем.

Через несколько километров дорога начала приобретать более презентабельный вид. Доехав до первых камней, Дима предложил остановится передохнУть:) И хорошо — появилась возможность оглядеться и рассмотреть виды, а не ехать уткнувшись взглядом в дорогу, боясь пропустить канаву. Вдалеке на склоне сопки паслись какие-то животные, предзакатное солнце заливало жёлто-зеленую степь и плоские горы — красота. Я не стал терять время — съел какой то батончик и напился в волю.

Мы плавно начали входить в горный массив. Было это не сложно, если не считать сложностью подъемы и спуски. Дорога стала каменистой, местами снова переходила на пылевую взвесь, от которой каждый из нас, оказавшись с сзади любым способом старался уклонится. Из под колеса будто дым шёл.

Слева показалась летовка и вереница деревьев (осина) перед ней. Деревья будто текли, повторяя контуры то ли сезонной речки, то ли ложбинки, где все еще оставалась вода.. нам не суждено было это узнать. Время подгоняло — очень хотелось засветло найти родник и мы топили по змеящейся колее. А вокруг словно декорации, по задумке дизайнера лежали рулоны сена, густо залитые вечерним золотом солнца.

Сделав пару снимков у стогов — мы снова тронулись в путь. Тут уж я просто вертел головой из стороны в сторону, впитывая красоту на сколько могу позабыв о неровностях дороги.

Дальше и рассказывать особо нечего. Посмотрите лучше фото — они стоят того, что бы приехать туда и сделать свои.

Молодые осинки надели красные платья — национальный осенний наряд

Какое-то время катили молча. Все дико устали, всем хотелось смыть с себя пот и пыль, плотно покушать и лечь спать. Солнце разделяло наши стремления и стремилось закатиться за горы на ночлег.

По геометке родник приближался, но признаков его не было видно. Обычно бежит какой-то ручеек и вдоль него растут деревья. Здесь же вроде как был какой то клочок растительности: ни деревья, ни кустарник — что то среднее, как сирень. От грунтовки этот оазис был на приличном расстоянии. Я сказал что схожу посмотреть. Сперва пошел с велосипедом, но быстро бросил его.

Обхожу деревья — ни намека на влагу. Я не сдаюсь, хотя немного в панике, ведь и запасов воды у нас почти нет. Я отдал на одной из остановок Олегу свою бутылку в 1,5 л. А хочется ведь и чай попить и кушать сварить жидкого. Смотрю — насыпь, похожая на плотину и внутри нее растет рогоз (болотистое растение, шишками которого в детстве почти каждый дымил, как сигарой). Ага! Значит там есть вода. Обхожу плотину и иду в глубь растительности. Вот и ручеек течет ниточкой, а вот и бетонные строения и труба из-под земли — всё как по описанию друга Димы. Ура! Я аж вздрогнул от радости! Машу парням, что бы шли сюда, кричу, что нашёл:). Даже не верилось, что все получилось:)

Пока я возвращался за велосипедом, пока пришёл. Солнце уже скрылось за нашей сопкой. Пацаны умылись, напились и во всю располагались, разбирая вещи. Как там было здорово! С одной стороны наш лагерь закрывала сопка, а с остальных — растительность — те самые кусты-деревья. Я боялся что будет гнус или комары, но нам очень повезло — их не было дома:). Отфотографировав бегло наше джайляу (все равно света на нормальные снимки уже не хватало), я начал выбирать место для палатки, битый час перемещался по пятачку, пытаясь понять где самое плоское место на наклонной поверхности:))).

Еще увидел растение у ручья, по листикам и цветению оно было похоже на лимонную мяту. И я жестоко обманулся сам и пацанов обманул. Олег облазил ручей в поисках несуществующего. А та трава, что похожа на мяту ещё и вонючая оказалась, когда давишь листок.

В итоге решение было принято и понеслась: разобрал палатку, достал одежду. Парни уже обосновали кухню и я потихоньку подтаскивал к тому месту и свою снедь.

Мне прям понравилась осень отсутствием насекомых — никто не докучает и не жарко. Тепло.

Достал тапки, ополоснул конечности под струей воды из скважины. Залез в палатку, переоделся в сухое и теплое. Пошел на кухню присоединиться к пацанам:)

Сели кушать. Тут уж я забыл про фоторепортаж и начал быстрей, быстрей готовить. Какое-то время колебался что же мне выбрать себе на ужин и остановился на самой большой банке тушенки и паутинке, потому что это быстро, вкусно и очень сытно. Но тушенка подвела. Ооочень много соли и непонятное содержимое, даже не фарш, а какаие-то лохмотья. На вкус конечно отдаленно напоминало тушенку, но крайне мало. Будь я не с голодухи и дома я не стал бы есть такое.

Кашеварили и ужинали мы уже с фонариками. Тут-то и появились насекомые, отсутствию которых я так радовался — большие и малые мотыльки, бомбардирующие твою тарелку и лицо доставляют мало удовольствия. Но хоть не кусают и то гуд. Пришлось положить фонарик на землю, а на него, по совету Равиля поставить бутылку, что бы рассеивался свет. Получился такой импровизированный ночник.

Так как от голода уже тряслись руки, то и сварил я с перепугу на двоих. Благо решение быстро пришло — я оставил половину на завтрак.

Дима дал попробовать тушенку, которую берет на рынке Самал. Очень вкусная, настоящая тушенка, качественная. Я сфотографировал банку на будущее, что бы впредь покупать такую.

Так выглядит качественная тушенка

Попил чай со сникерсом, печеньками и злаковыми конфетками. Эх хорошо! Появилось настроение лежать, рассматривать звезды.. но оно быстро сменилось на желание поспать.

Ночью проснулся непонятно от чего. Ворочаюсь не могу уснуть. Вроде и проваливаюсь в сон, но тут же выныриваю назад. Надоело. Встал, выглянул из палатки, а на небе алмазов!… Как же красиво то! Сделал ночные кадры.

День третий — самый насыщенный.

Будильник прозвенел в 6 утра. Парни уже ходили туда — сюда по лагерю. Мне же вовсе не хотелось вылезать из палатки. Я хотел еще спать и валяться. Выманил себя пряником, а точнее — завтраком:).

Встал, умылся ледяной водой, почистил зубы в кое-то веке. Красота то какая вокруг! Ща покажу, смотрите!

Равиль заснял виды на лагерь

Позавтракали в тишине и умиротворении:) Счастливые, опухшие лица:).

Остатки прежней, более развитой цивилизации. Долго гадали предназначение этих бетонных емкостей. Олег выдвинул гипотезу, что это резервуары для полива или для тушения пожаров. Они соединены между собой трубой и труба же выходит со стороны площадки из бетонных плит. Видимо подъезжал трактор и накачивал воду в цистерну.. Но это не точно.

Покушав (боже как все было вкусно!) снова собираться и снова в путь. За завтраком решили, что все-таки поедем через Унрек, а не Бурму — посмотрим на балбалы. Я никогда не видел этих каменных истуканов в живую и поэтому меня и уговаривать не пришлось. Тут же открыл Locus map на смартфоне (да будет благословенен его разработчик) и накидал маршрут по грунтовке до Унрека, а от него до самих балбалов.

Собирался я в этот раз дольше обычного. Мужики молча давили косяка. Я же бегал туда-сюда, приговариявая: «сейчас, сейчас — тороплюсь».

Короче собрались только в 10 часов. Дима и Олег уже стояли на дороге.

Вышли на дорогу, ну и наконец то тронулись:) Ноги не слушались, гудели и были деревянными. Но это быстро прошло, потому что деваться им все равно было некуда.

Нет смысла описывать природу словами, когда можно показать фото. От себя скажу, что я просто упивался эмоциями от окружающих красот и от того что я тут катаюсь.

Подкатили к первому из озер, которые планировали рассмотреть. Издали — вид завораживающий. Оба озера, как оказалось, искусственного происхождения — водохранилища. У обоих есть плотина или дамба (не знаю как правильно) с одной стороны явно рукотворного происхождения. Я думаю что в советское время здесь выращивали что-то и вода нужна была для полива. Хотя может быть те рулоны сена, на самом деле — солома от зерновых?.. Вряд ли, везде были остатки травы на полях, не соломы. Первое озеро почти по всему периметру было окаймлено тем же дерево-кустарником, что рос у ручья. Я так и не могу идентифицировать это растение.

Равиль ушел вперед и заснял как мы катим вдоль водохранилища.
дорога, она же плотина или дамба
Виды лощины с другой стороны дамбы

Прощай первое озеро! Пора навестить второе. Кое-как мы забрались на несколько сопок — довольно круто было. Круто в самом прямом смысле — уклон был очень большой. На первую мы заходили пешком точно, а вот дальше — по разному. Только Равиль заехал на все — мало груза. И начались нереальные затяжные спуски. Такой силы, что дух даже не успевало захватывать:). Было страшновато и я шел на зажатых тормозах. Слишком свежо было воспоминание о падении, слишком тяжелая была сумка. Несколько раз у меня вываливалась одна бутылка с водой. Но я ее все же потерял на одном из крутых спусков — не заметил, что упала. Велоштаны задорно подкидывало и я боялся, что сорвет болты, которыми крепится багажник. Но эмоции зашкаливали. Прям американские горки какие-то и все это на фоне обалденных пейзажей. В какой то момент у меня возникла мысль заснять на видео этот спуск, но здравый разум возобладал и я вцепился покрепче в руль.

Я спускался последним. Раза 4 поднимал бутылку с водой. Внизу стоял Олег, поправлял и перетягивал расхлябавшиеся от тряски вещи. Я спросил, нужна ли ему помощь — отказался. Качу дальше. Равиль и Дима ушли далеко, остановились и ждали нас. У них все было хорошо с вещами, ничего не вываливалось. Сказали что не тормозили вообще на спуске. Я позавидовал. Сказал, что еще раз хочу спуститься. Это было круто. Если бы не приходилось тормозить и останавливаться наверное был бы просто оргазм.

Дождались Олега и покатили к уже показавшемуся второму озеру. Штурмовали еще пару подъёмов со спусками и очутились на возвышенности, внизу которой лежало озеро. Оно оказалось куда больше первого и поначалу казалось вполне естественным. Ветер гнал по его поверхности волны, создавая пену у противоположного берега. Полюбовались, пофоткались.

И снова Равиль заснял теперь уже большое водохранилище с пригорка, где мы стояли

Я посмотрел куда нам дальше. Оказалось, что мы объедем озеро. Класс! Интересно, что маршрут рисовал сам, но карту с местностью сопоставить в голове никак не получается. Впереди ждал очень крутой каменистый спуск. Порода там крошилась и при торможении колеса просто продолжали съезжать вместе с камнями. При этом была глубокая колея и выбоины. Не знаю уж как там вообще автомобили проезжают и что это за авто.. В общем на одной из выбоин меня и повело на зажатых тормозах и я чуть не улетел вперед через руль. Благо контактные педали удержали. Велосипед начал заваливаться в бок, я выстегнул ногу и успел выставить как упор. Сзади уже летели Дима и Олег. Быстро встегнулся, вытолкался из выбоины и съехал остаток склона, остановившись на дороге, которая шла по дамбе. Тоже жаль, что не снял снизу хотя бы как парни спускались. Спуск был эпичный. Надо покупать крепление на грудь для телефона.

А вот так выглядит дорога-дамба, озеро и ложбинка, что была отрезана дамбой. Тут я и понял что озеро искусственное — во первых дамба насыпная, а во вторых у воды на дамбе выложены здоровенные квадратные бетонные плиты для укрепления грунта.

И снова Равиль снял дамбу-дорогу у большого водохранилища и конец того самого сыпучего спуска
Ложбинка с другой стороны дамбодороги

Полюбовались и двинули дальше — вниз и налево вдоль озера. У деревьев что на фото увидели какой то старый фундамент. Интересно что здесь хотели воздвигнуть.. насосную станцию?..

Дорога снова стала степной, жёлтой..

Доехав до конца озера (если бывают концы у озёр), стало понятно, что непонятно куда дальше ехать. Ту грунтовку, по которой я так ловко нарисовал сегодня утром трек на месте не оказалось + я немного сам заплутал и поехал в противоположную сторону. Но Дима не растерялся и предложил ехать вдоль высоковольтных линий электропередач (ЛЭП). Так и сделали, но до них еще надо было добраться. Зато туда вела отличная грунтовка.

Мы с Равилем ушли немного вперед и в какой то момент я засомневался, а туда ли мы едем. Притормозил, сверился с треком. Шли парраллельно тому, что нарисовал я — уже хорошо. Но так было немного длиннее. Что же. Пытался выглядывать ту дорогу, которую нарисовал я, но видно не было. Возможно и впрямь нарисовал.

Диму с Олегом нагнал мотоциклист, остановился и о чем то расспрашивал. Я двинул дальше. Позже поравнявшись с Димой, поинтересовался чего хотел человек. Дима сказал, что как всегда, стандартные вопросы — откуда едете, куда.

В низине дорога пропала. Появились остатки какой то водички, густая растительность. Преодолели участок немного прокатившись по целине и выскочили на скошенное поле. А дорога исчезла. Встали в ступоре. Я начал карту искать, Дима давай предлагать просто поехать и найти дорогу левее. И только Равиль молча вчесал (как лань по кукурузе) по траве вдоль ЛЭП, вероятно руководствуясь степной мудростью «Помни путник! Там, где идут высоковольтные линии электропередач должна быть дорога!». Ну и спустя десяток метров дорога снова возникла. Этот кусок мы уже шли по нарисованному мной треку, что настраивало меня на позитивный лад типа «всё идет по плану». Но вскоре мы наткнулись на развилку и стали решать ехать ли по треку или по накатаной дороге. Все проголосовали за накатанную дорогу и я подчинился общему мнению. И хорошо наверное, потому что дорога и впрямь была хорошей, хоть и сделали небольшой крюк.

интересное сочетание — каменная скала и сенокос

Я и Равиль вновь оказались впереди и ехали с большим отрывом до еще одного безымянного озера в близи поселка Унирек (Унрек. На картах по разному пишутся названия поселков. На дорожном знаке значится Унирек). Забрались на холм и остановились подождать нашу вторую половину велопохода. По моему треку мы должны были обойти это озера с другой стороны и более близко к нему, но не случилось и почему-то я об этом жалел.

Не мешкая я сразу принялся восполнять углеводный запас, т.е. кушать. Честно говоря уже хотелось полноценного обеда, я просто о нем мечтал, но по плану нужно было посетить балбалы, а там уже заехать в магазин и пообедать. Поэтому батончики — наше всё.

Дождались мужиков, дали им немного передохнуть и спустились к поселку.

У поселка нас ждала какая-то речка и ее пришлось объезжать по широкому сухому руслу. Видимо у реки паводковый характер и весной тут очень широкий поток. Дима кивнул на мост и сказал что нужно подъехать справа. Я спросил почему, а потом увидел остатки речки в узеньком русле. Не хотелось лезть в грязь.

Перед поселком стоял большой бетонный мост. Под ним пережидали дневную жару лошади. А ближе к нам в остатках воды плескались гуси.

Мы разбрелись по руслу и выбирая траекторию каждый сам для себя долетели до моста и взобрались на дорогу. Наконец-то асфальтированную дорогу! Как я по ней скучал:). Перегибаюсь через руль и картинно делаю вид, что целую дорогу со звуком «муа». Посмеялись:)

Вот такие овраги мы пересекали перед мостом
Мост и поселок Унирек

Пересекли мост и поселок — он показался очень маленьким. Там есть постройки из природного камня, что выглядит очень аутентично. Отъехали от поселка на несколько километров и свернули перед мазарами направо, а дальше первый съезд с грейдера на степную дорогу по левой стороне. Ещё пару км и мы на месте. Все устали. Всем уже почти пофиг на эти балбалы. Я походил, посмотрел, сделал несколько фото и снова принялся жевать батончики. Было обеденное время, солнце жарило как могло. Посидели немного на камнях и покатили дальше. Меня подстегивала мысль о том как я куплю в магазине холодную газировку или бутылочку пива, как мы пообедаем устроившись где-нибудь в теньке. Но я и не предполагал что нам так долго придется добираться до поселка Жарык (С. Сейфулина).

В общем от балбалов я торопился. Но как на зло от моста начались длиннющие тягуны с градиентом в 2 % и больше. Снова с Равилем ушли вперед и он даже немного рассказал, как он воевал с похожими тягунами в Восточно-казахстанской области, на Алтае. Говорит преодолел 100 км за день вот таких вот подъемов и спусков и это в конце путешествия.

У стеллы (язык не поворачивается так назвать это), но не знаю как иначе обозвать сооружение с названием района, мы сделали остановку. Пока я ходил по делам, порыв ветра опрокинул велосипед. Второй блин раз. Вроде все обошлось. Царапин я добавил на него за пару дней столько, сколько он не видел за все 4 года его велосипедной жизни.

Нас догнали Дима и Олег и снова мы тронулись, уже без особого энтузиазма. Хотелось просто доехать.

Я почему то перепутал в голове поселки и считал, что мы должны заехать в поселок Бурма, а потом уже от нее катить в Жарык, но слава картографам это было не так и преодолев еще одну сопку нам открылись виды искомого населенного пункта с обилием магазинов.

Внизу лежал поселок Жарык (он же Сакена Сейфулина)

Магазинов в поселке действительно в избытке, но в воскресенье многие из них были закрыты. И я начал было переживать, как вдруг мы увидели открытый. Все так веело рванули в ту сторону, что пропустили поворот на Сарысуйскую фабрику, которая и была целью нашего визита и по совместительству — конечным пунктом путешествия. Дальше нас ждала дорога домой.

В поселке увидели донерную с веселым названием Базар жок.

Вот наши магазины. Взял энергетик (как вкусно!). Пива у них не было, но были чипсы, что наводило на мысли. Как оказалось пиво можно найти, если спрашивать. Правда было это уже в другом магазине.

фото магазинов делал на обратном от фабрики пути

Поседели на крыльце, помедетировали, попили. Почему то совершенно забыли про обед, хотя было уже 3 часа дня. Расслабились и катить никуда уже не хотелось. Хотелось разбить лагерь и заночевать. Но был последний день нашего путешествия. До Караганды примерно 150 км, а у нас еще одно не посещённое место. Парни стали решать ехать ли домой или катить дальше. В результате Равиль твердо решил ехать домой, потому что завтра ему на смену, а мы с Димой твердо решили катить к руинам фабрики, хотя я и понимал уже, что домой придется ехать уже ночью. Олег колебался, но в результате решил остаться с нами. Взял с Равиля обещание, что он будет писать по мере возможности, где он находится, на всякий случай. Обсудили все дальнейшие действия, распрощались.

Только начали двигаться в сторону Сарысуйской фабрики, как снова попался магазин. И чёрт дернул меня спросить у Димы не хочет ли он пива. Дима хотел. Зашли, взяли чипсов и по баночке. О боги как же было хорошо! Опьянения не было ни в одном глазу, как и похмелья потом, но приятно было очень от холодного газированного хмельного напитка и канцерогенной промасляной картошки с химическими вкусовыми добавками. В общем потратили еще минут 20-30.

Немного стоит поведать о том, что за фабрика такая.

Сарысуйская меднообоготительная фабрика, была построена англичанином в  с 1914 по 1916 года почти целиком из природного камня. Так что посмотреть есть на что. Руду на фабрику поставляли из Успенского рудника, что расположен в 15 километрах от фабрики в горах Нельды. Уголь — из Караганды. Руины фабрики напоминают средневековый замок. Такое впечатление усиливается тем, что фабрика построена на возвышенности. И при подъезде к ней ее видно издалека.

Подробнее о фабрике можно узнать из этой статьи.

Едем дальше.

К фабрике вела накатанная грунтовка (тогда мы об этом не знали), но почему то я решил выбрать ту, что вела вдоль жд путей. Хотя она была не менее хороша, а даже более (отсутствовал зыбкий песок), но к фабрике не вела и нам пришлось плутать по степной целине к подножью руин. Да я и трек рисовал вдоль жд путей и на спутниковом снимке дорога к фабрике была. Что же..

Дорога вдоль железнодорожных путей ведет к станции Сары Су (там можно сесть на электричку до Караганды)

Преимущество выбранной мной дороги заключалось в том, что мы смогли посмотреть на фабрику со стороны издалека, а не сбоку, что неизбежно, если выбрать дорогу, что ведет к подножью руин. Время дня, угол падающего света и его цвет усиливали впечатление от картины. Ещё мне нравилось, что слева закрывала от возможного ветра лесополоса, да и песка, в котором пробуксовывают колеса не было в отличии от накатанной грунтовки за лесопосадкой.

В далеке на сопке слева уже можно различить контуры руин фабрики.
На сопке останки той самой Сарысуйской фабрики по переработке медной руды

Продолжение читайте в следующей части.

Вернутся на Часть 1.

insta — @konstantin.a.gubin

strava — Константин Губин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.