Караганда-Баянаул

Дистанция — 300 км

Автор — Кайрат Елеуссизов

Фотограф — Антон Ни - фото со старта

Дата старта — 13 июня 2020

Фантазия организаторов бреветных велопробегов ограничена только качеством дорог и поэтому петли, повороты и развороты открывавшей сезон двухсотки справедливо были названы ехидными участниками заезда: Бред Навигатора. Проедешь такой маршрут, а сказать коллегам на работе куда ездили толком не можешь: туда-сюда… Поэтому велозаезд в 300 км из Караганды в Баянауыл стал жемчужиной календаря бреветов клуба Randonneurs Saryarqa. Поездка в другую область, её незамысловатый маршрут: выехать из Караганды и ехать пока не покажутся горы Баянаульского национального парка — для всех понятен и зрим.

Старт был назначен в 00-00 часов из расчёта использовать ночное затишье и иметь возможность по приезду искупаться, поваляться на пляжу. Расчёт оказался верным, кроме того, что валятся многим пришлось не только на пляжу. Бессонная езда сморила многих, мне к примеру, на 275 км начали чудится белые верблюды у обочины. Остановился, спустился в придорожную канаву, прилёг и тут же заснул. Через 15 минут, как показала автопауза велокомпьютера, встал и продолжил путь свежим, как огурец.

К старту нашего бревета подоспели изменения в карантинном режиме. Мы велосипедисты народ законопослушный и поэтому восприняли Постановление санитарного врача о запрете передвижения на личном автотранспорте буквально. Хотя можно было предположить, что врачу в голову не приходило, что можно на велосипеде сгонять в соседнюю область, но что написано топором, перу здесь делать нечего. Волнений было с этой связи много, но никто из 15-ти зарегистрировавшихся на бревет не думал сдаваться без бою: все вышли на старт.

Света по выезду с города хватало, улицы и трассы освещены, ехали спокойно. Через час выбрались за пределы Караганды и здесь стала видна разница в фонарях. Михаил подъезжал со своими фонарями и был как тепловоз — заливал светом всю дорогу. Свою фару я считал удачным приобретением, но по сравнению с Александром и Асылбеком этот вариант был мучительным вглядыванием в дорогу.

Михаил своими фонарями и заливал светом всю дорогу.

Тем не менее группа топила будь здоров как. Ожидаемо распались по выезду из города, ехал с Нурланом после Байкадама, он задавал темп около 30 км/ч, что очень неплохо для ночной езды. В районе Петровки подсобрались, Асылбек умчался вперёд, те, от которых ожидал больших скоростей, были где-то сзади. Остановок до первого КП в Ботакаре в нашей небольшой группе не делали. Райцентр Бухаржырауского района был залит светом. Отметили карточки у монумента Бухаржырау, я задержался, чтоб пополнить запасы воды на заправке и по выходу с её тепла понял, что мёрзну. Да, не рассчитал немного: не стал брать тёплые вещи. Надо крутить, других способов согреться нет. Вскоре нагнал Александра, позавидовал его тёплой амуниции, ехать с ним не получалось, ибо подмерзал. Ещё довольно долго он держался с моим темпом, но у Алгабаса отвалил.

Рассвет на Корнеевке

Начало четвертого утра, стало светлеть небо на востоке. Скорей бы солнце вышло. Корнеевка, горки после неё прошёл уже с выходящим рассветом. Проехал мимо Равиля, он на обочине остановился подкрепиться, отдохнуть.

Волны асфальтовой реки в окрестностях Корнеевки

Американские горки, когда забираешься вверх и спускаешься вниз надо было проходить внимательно, ибо дорога была подавлена грузовиками. Только в прошлом году ехал тут и всё было нормально.

Равиль и пикник на обочине

Правила наших бреветов гласят, что каждый велосипедист в ходе заезда участник должен быть самообеспеченный, т.е. должен уметь самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым. Поэтому решив не брать тёплые вещи, я мог сетовать лишь на себя, когда начал ночью мёрзнуть. Впечатлений добавляли невидимые в ночной тьме реки. Я их не вижу, но промозглый сырой воздух говорил, что я пересекаю, еду рядом со степными речками.

Просматривая фото с трехсотки Караганды-Баянауыл, хотел стереть неудачные кадры, зачем вот этот нужен был? 5-45 утра, небодрый вид, ага — это ж я наконец увидел одну из рек, что мучили меня ночью. Шат! Весело и радостно, не правда ли?

Включил аудиокнигу вместо плей-листа с песнями, сон вроде отступил, внимание отвлеклось на перепетии зомби-апокалипсиса из книги. Второе дыхание даже открылось, когда сказал себе, что я никого не догоняю и ни от кого не уезжаю. Только я и дорога.

Нафиг нужен был этот Умуткер! Примерно так я оценил своё падение на щебень, которым был отсыпан съезд к этноаулу. Действительно, кому может прийти в голову заезжать к этой точке общепита полшестого утра! Будет тебе и кофе, и ванна, и какава с булкой! Ночная езда, изменённое сознание, сбой времени — а в результате такой казус. Тем временем послышался самолётный гул. «Покрышки МТБ Равиля со злым протектором шумят по асфальту»,— догадался я. Вскоре из-за поворота появился и сам Равиль, который не стал засиживаться с отдыхом у Корнеевки, нагнал. Дальше поехали вместе.

После того, как я руханижангырнулся об щебенку, наступило просветление и смог спрогнозировать, что нагоним на роднике первую группу. Так и вышло. Михаил, Искандер, Асылбек и Нурлан были там и вскоре после нашего с Равилем прибытия уехали. Через минут пять, не став за кем-то торопиться, выехал и я.

Вскоре нагнал Шухрат, его я видел подъезжающим к роднику, когда сам уезжал. Вторую половину бревета он решил ехать в спортивном стиле, догонять ушедших вперёд. Меня, Шухрат заприметил в отдалении давно, ещё у Алгабаса красный свет заднего габарита видел, что мелькнул у горизонта. Уйти за поворот, скрыться за горкой, не давать преследующим шанса увидеть тебя, а иначе у догоняющих удваиваются силы. Как будто у меня 10 лет велошколы!

На границе тучи ходят хмуро, но не границе Карагандинской и Павлодарской областей, здесь с погодой нам повезло, было ясно и ветер, поднявшийся с рассветом, был попутным. Небольшая фотосессия у аншлага Qaraqandy oblasy заняла немного времени, я никуда не тороплюсь, горячка гонки отпустила. 160 км пройдены за семь с половиной часов, впереди 6 участников бревета, за мной 7 человек — неплохой расклад. По сравнению с моим прошлогодним рейсом, когда ехал один и против ветра — просто замечательный.

Павлодарской области дороги отличаются от наших качеством, их ровный асфальт сподобил снять несколько видео на ходу.

Участок дороги на границе Павлодарской и Карагандинской областей

Кундыколь к моему прибытию ещё не проснулся, сделал отметку на КП и двинулся дальше с расчетом в следующем селе затариться прохладной водой. На лавке остановки отдыхал Асылбек, по выезду из Кундыколя был обнаружен Михаил выводящего велосипед из кювета. Не удалось поспать, говорит.

К Егиндыбулаку на 220-м км пути подъехал через 10 часов после старта, ровно к моменту открытия магазина. Продавец с немецкой пунктуальностью открыла дверь в 10-00. Ничего прохладного в магазине не оказалось для вновь собравшейся компании. В очередной раз удалось поморочить голову родне фотографией на фоне дорожного указателя «Егіндібұлак». Один из братьев следом за моей фоткой в чате родни разместил скриншот карты с крюком от бывшего райцентра бывшего Егиндыбулакского района до Баянаула с вопросом: как ты там оказался? Купились. Егиндыбулак в нашей Карагандинской области стал символом отдалённости, он считается у черта на куличках. Не даром его упоминали в деканате университета, когда супруга его заканчивала: кто не принесёт справки, тот поедет в Егиндыбулак. Так говорили, но девушки пятого курса им пальца в рот не клади, чай не первокурсницы. «Вы нас Родиной не пугайте!»— отвечали они.

У Каражара меня нагнал Павел. Он поймал вдохновение во второй половине дистанции и летел, как на крыльях.

Крутой спуск перед озером Сабандыколь в национальном парке

На 250-м км озеро Сабындыколь показалось, здесь рассчитывал окунуться, но не рассчитывал опять падать, когда беспечно стал съезжать с дороги. Нет бы спешиться и аккуратно пройти до пляжа, но мы же бывшие маунтинбайкеры, можем по щебню, можем по камню, можем… нет, переднее колесо в ямку и сальто через руль, плавно так, что контакты не отстегнулись и велосипед не повредился, ибо упал сверху на меня. Водными займитесь процедурами — этому совету уже последовали немного раньше прибывшие на пляж Нурлан, Равиль, Миша, Асылбек, к ним присоединился.

Баянаул проехать мимо — так написано в маршрутном листе. Дальше не пропустить поворот, чтобы не уехать в Экибастуз, а он никак не появляется. Проспал что ли? Вон белый верблюд с веблюженком у обочины. Тряхнул головой, а это кучи щебня. Наконец перекрёсток, свернул и решил, что в таком состоянии ехать нельзя. Спустился в кювет и лёг у дюкера. Супруга как раз о таком моменте предупреждала и просила не гнать, поспать хотя бы в канаве. Всё по её велению исполнил, только забыл, она говорила ещё будильник поставить на телефоне. Ничего, встал, как Штирлиц через 15 минут бодрым и отдохнувшим.

Асылбек отдыхает у одного из поселков по пути следования.

К удивлению, вскоре впереди увидел двоих. Думал, что все уехали, пока я в канаве валялся. Подъехал, а это Нурлан и Равиль штурмуют заключительные горы маршрута. Равиль поставил минимальную передачу, ехал сидя, а Нурлан периодически вставал с седла раскручивая передачу потяжелее. Почему-то удалось сравнительно легко уехать от них.

В Торайгыре на последнем КП перед финишем опять подсобрались. На 12-ти последних км опять меня постигла гоночная горячка. С первой позиции в группе добавил темпа, без рывков заехал с хода на очередную гору, перед вершиной, встав из седла ещё добавил, на спуске сложился в аэродинамической позе и перед поворотом оглянулся. Ого, какой просвет! Ещё пару горок и я скрылся из поля зрения преследователей. Отрыв удался! Ну, если б преследователи знали, что они преследователи.

местное кафе

Как бы отрыв, больше развлечение. Экопост проезжал мимо шлагбаума, ибо охрану зачем мучать, заставлять их думать, что делать с велосипедистом. Нет человека — нет проблем.

Солнце, пляж, Жасыбай, сладкий отдых.

К финишу ехал на шум-гам отдыхающих у зон отдыха, можно было представить, что это шум болельщиков. Аншлаг «Жасыбай» на пляже поймал для селфи в качестве отметки последнего КП. Всё! Іс бітті —қу кетті.

Обратная дорога в китайском бусике. Все смешалось: люди, кони. По возможности избегайте этого.