Дистанция — 300 км
Автор — Балпык Искандер
Фотограф — Антон Ни, Руслан Телегин (фото со старта)
Дата старта — 13 июня 2020
Как мне нравиться обвинять Страву в том, что она Страва, что аж сам включил запись не на старте, а уже только на объездной за майкудуком… как результат, в этой записи не хватает 13км. Молодец. ))
Вообще, на даты достаточно суеверный человек, но готовился упорно(по меркам любителя) и очень жаждал выхода накопившейся силы и ни какие даты и прочие обстоятельства, не затмили горячее желание отправится в путь.
Самое правильное и главное коллективное решение, которое участники заезда приняли заранее, а велбасы утвердил — это старт в 00:00 ночи с пятницы на субботу.
Все совпало невероятно удачно. И погода и ветер и правильный во временном отношении финиш. Все, даже те у кого спустило резину 8 раз (Эдуард привет 😉 ), успели уложиться по времени и ещё и искупаться и насладиться видами.
Начал движение в группе опытных товарищей, но какой то момент раскатился и нагнал Асылбека, который ехал в одного по ночи, так вместе половину пути и проехали. Почти рядом с нами ехали дядя Миша, Велбасы, Нурлан и МТБшник Равиль (мощный парень, на мтб (горный велосипед) ехал в ровень с шоссерами). По крайней мере освещение дяди Мишы, напоминало, что не далеко товарищи.
На втором КП (контрольный пункт) в Ботакаре, все сошлись вместе.
Затем с Асылом снова уехали чуть подаль, в какой-то момент с нами оказался дядя Миша. С Асылом встретили рассвет, а когда рядом оказался Михаил, втроём встретили восход, общались.
Вообще судя по отчётам, дядя Миша, всю дорогу где-то исчезал, делал свои дела и снова появлялся. Эдакий провожатый по своим путям… причем ехал спокойно, делал фото, купался в озёрах, заезжал на родники, одно слово — опыт.
После Корнеевки(если не ошибаюсь) снова вся группа сошлась, заехали на родник, перекусили, отдохнули по ходу. Асыл задержался по своим делам, подъехали Велбасы и Равиль.
Выехали с родника втроём с Нурланом и дядей Мишей. Пока после отдыха разогревались (вкатывали), снова много интересного обсудили. Почувствовав прилив сил после перекуса и хорошо прогревшись и физически и психологически, после этичной паузы начал нажимать на педали, ветер был попутный и отдыхать в прогулочном режиме совсем не хотелось. Нурлан вроде зацепился за колесо, но поняв что со мной видимо будет скучно предпочёл компанию дяди Миши. С этого момента ехал один.
Хотя нет, не ехал, летел, ведь ветер был попутный и использовал всю его мощь, сам не расслаблялся и крутил очень продолжительный участок на предпоследней звезде, в скоростном диапазоне от 30 до 42 км/ч.
На третьем КП в Кондыколе, сделал отметку и проехал в поселок, там на остановке хорошо и не спеша поел. Посмотрел внимательно маршрут (правда забегая вперёд, скажу что это не помогло). Самая продолжительная пауза за весь бревет, кажется я там минут 30 где то провел. В остальном все мои паузы носили эпизодический характер.
Пока, всё собрал, оделся, вышел из остановки размяться и увидел приближающийся силуэт Асылбека (зрение не ахти, но по расцветке пятна смог определить). Обрадовался, думал сейчас покатим дальше, но он не выспавшийся был и решил подремать. Спросил его где остальные и двинулся дальше один.
Так же с лёгкостью долетел до Баянаула, по пути были прекрасные пейзажи. Два крутых спуска, на первом, не успев прижаться к раме(для меньшего сопротивления встречному потоку и хорошего ускорения) набрал около 67км/ч и не выдержав напряжения (тем более сильно загрузил велосипед сумками), решил не рисковать и поднял корпус в качестве воздушного тормоза и при этом все равно летел около 60км/ч — спуск действительно был крутой.
Признаюсь честно, минут пять простоял возле поворота на Баян, пытаясь понять куда ехать, хотя в путевом листе четко написано проехать прямо, но сомнения мучали…
В сторону Торайгыра ветер уже не помогал, а ближе к нему стал боковым, напрягая психику после 255км хорошего наката. В Торайгыре виднелись тучи, молнии и дождь, особенно над горами. Но в целом было уже жарко.
В начале 12го был уже на четвертом КП знак и стелла Торайгыр. Отметился. Поел и допил остатки изотоника и воды. Как оказалось, за почти 30км до цели «засох»(остался без воды).
Не передать словами муки, с которыми нужно было принять решение ехать на сухую остаток пути(а там одни горные подъемы на минуточку), или вернутся не много назад на родник, рядом с которым ещё и магазинчик стоял, которые успешно проехал. Ну точнее не проехал, завернул в первый же поворот после знака «отдых» и «вода», на площадке которого продавали кумыз, что естественно для меня не вариант.
Следующий же поворот на подъёме, буквально 50 метров не больше и был тот самый с родником, но видя подъем по километражу, за которым должен быть четвертый КП, не удержался и проехал мимо родника. Интересная логика, обычно люди не удерживаются и едут за водой а тут наоборот к КП на встречу… ))
Ехать то не так далеко к роднику, но меня просто не отпускало желание двигаться только вперёд, будто в конце кто то ждал с распростёртыми объятьями а я могу эту встречу затянуть, словно вопрос жизни и смерти — не сделать ни шагу назад. Ужасно глупо, но так себя ощущал в тот момент.
И ещё есть одна вещь, о которой с товарищами по бревету ни в шутку ни в пол шутки не говорил, стеснялся почему то:
В какой то момент оставшись один в дороге, как всегда думал о своем как говорится, но между делом меня все время приследовало ощущение, что кто то меня догоняет и при этом делает это целенаправленно. Хотя утверждается (да и сам в общем так считаю), что бревет, это велотуризм с ограничением по времени, мне очень не хотелось после стольких часов выкрутки, что бы кто то меня настиг. Другое дело если бы Асылбек или дядя Миша не отвлекались на свои дела и тоже выкручивали вместе со мной, то это было бы естественно и приятно. Возможно в этом случае позади остался бы я сам и причем очень далеко, ведь в заезде было достаточно опытных бреветчиков, которые если бы начали выкручивать по полной, мало бы кто их догнал… Но сам ехал один и мысль что при всем усилии, что приложил(хотя это было не обязательно, время прохождения бревет 300км — 20 часов, примерно 280-270 из которых прошел чуть более чем за 11 часов), кто то сделал так же и без остановок ехал вперёд, меня напрягала тем больше, чем меньше расстояния оставалось до финиша…
Как только решил, что не вернусь к роднику и поеду дальше на сухую (что обычно чревато потерей коленок, но был в отличном состоянии и отогнав страхи о возможных травмах, не сомневался что и так доеду), со стороны Павлодара, на перекресток подвезли татешку средних лет, видимо на попутке и она пошла в сторону остановки, проходя мимо знака Торайгыр, где я уже собирался трогаться. У нее была сумка приличного размера, но по тому как она ее несла, видимо не тяжёлая, скорее всего с принадлежностями для отдыха. Не задумываясь спросил у нее воды…
*
Последний раз так делал несколько лет назад, когда лазил по горам Каркаралинска и тоже не рассчитав запасы воды спустился ночью в поселок (с огромным рюкзаком и великом в руках), с одной целью, найти воды. Обезвоживание было ужасным и этот страх всегда преследует путешествиников.
*
Она без раздумий достала пол литровую тассайку и не поделилась, а просто отдала ее мне. Тепло поблагодарил ее. С одной стороны приятно, с другой, задняя мысль о том что сама она без воды осталась не много напрягала, но в тоже время понимал, что остановка там не зря наверно, все таки курортное место.
На остановке была мусорка(причем почти пустая и вокруг ничего не валялось), поэтому не стал какие то перемещения в баулах делать, а просто перелил воду в пустую, велобутылку, а бутылку из под тассай выбросил в мусорку. Пока я шел от мусорки до велосипеда со стороны Павлодара снова повернула машина и проехав остановку резко замедлилась, уже успел встегнуть контакты (контактные педали) и тронуться, как машина остановилась чуть поодаль от остановки (видимо семья внутри автомобиля решала, брать попутчицу или нет) и татешку взяли с собой.
Как удивительно иногда отражаются разные, маленькие, но видимо очень важные детали бытия. Нуждающийся человек +вода +нуждающийся человек +попутка… +верю, что людям которые взяли попутчицу, тоже повезет. Вроде бы все это такие мелочи, но как приятно лицезреть людей в их лучшем проявлении, вне зависимости от того, в мелочах это проявление, или в чем то более масштабном. Правда в тот момент, коротко подумал: карма.
Но довольно лирики, время не ждёт, а дорога зовёт… От поворота на Торайгыр, весь мир перевернулся с ног на голову, ветер стал фронтальным и ближе к первому тягуну(затяжной подъем), уже осознал что скорость 12-17км/ч, это не следствие переутомленности (потому что был в силах и переутомления ни явного ни скрытого не ощущал, все было как по маслу) и наоборот не из за отдыха (который не был долгим и расслабиться так, что бы делать вкат заново, просто не успел). Это просто был шквальный ветер, замедление темпа, начинало злить, не мог поверить что так долго и медленно прохожу оставшиеся, считанные километры. Подъемы выматывали, периодически их атаковал на ногах(вращение педалей стоя, для дополнительного усилия на подъёмах), но ветер быстро приземлял в седло, приходилось переключать на силовые передачи и терять скорость окончательно. По рельефу, какой то момент подъемы начали уводить в сторону и прежде чем попрощаться с длинной прямой от остановки(которую впрочем давно уже не видно было), оглянулся и тут меня накрыла злость и ярость на самого себя, сравнимая с бешенством льва, убивающего собственное потомство, ради близости с львицей, которая озадачена лишь материнством… Готов был сожрать себя со всеми потрохами, ибо увидел за спиной, в пределах прямой видимости, силуэт в яркой форме… Кто это? В тот момент было не важно (память и зрение вообще не мое, так что перебирать, кто во что был одет и как выглядел, для меня бесполезное занятие).
С этого момента, начал впервые за всю дорогу реально вваливать, изматывая все возможные ресурсы до предела… Набирал скорости за 20-25км/ч если учесть, что даже с горки особо велик не ехал, из за шквального ветра и жестоких(по крайне мере для моего уровня) горок, на которые забираться было просто не возможно. Причем до появления ещё не известного на тот момент преследователя, несколько раз хотел остановится что бы попить, ибо сделать это как обычно на ходу, уже не представлялось возможным, и из за усилий которые приходилось прилагать, что бы ехать хотя бы 12-15км/ч. Понимал, что если остановлюсь попить, то дальше без привала никуда не поеду и минимум 10 минут, а то и все 30 буду отдыхать. Это единственное обстоятельство из за которого не позволил себя ругать последними словами на земле, обнаружив преследователя, обошёлся лишь предпоследними словами в свой адрес… Ярость вырвалась наружу и почувствовав выход силы, которая все таки ещё была, очень сильно вырвался вперёд, но полностью потерял способность мыслить. Заехав уже в сам Торайгыр (а это примерно уже пол пути от знака Торайгыр с остановкой, до места заключительного КП озеро Жасыбай, вместо того что бы повернуть направо, повернул на лево и проехав не много, пропустил ещё одну развилку уводящую к озеру, проехал прямо к как выяснилось горной части заповедника. Уперевшись в скалу глядя на людей, которые тоже не могли понять, зачем кто то поднялся на велосипеде туда, где и ходить не особо удобно, но очень красиво и интересно… Попав в ступор, перечитав путевой лист и просмотрев gps данные трека(не желая признавать ошибки, которая стоила всех затраченных сил, физических и волевых), с чувством тяжелейшего разочарования, в своих способностях оставаться хладнокровным в стрессовой ситуации(в данном случае, физически стрессовой преимущественно) развернулся от места где кончился асфальт и началась скала. Потихоньку покатил вниз, людей было много, особо не разгонишься, и ещё не мог понять нужно ли это мне вообще. Все дело в том, что почти каждый поворот, укрыт либо подъемом, либо спуском и спустившись из заповедника на дорогу, уже уверенно свернув в нужном направлении, ехал по участку, впереди которого подъем и позади тоже. Таким образом, не имея возможности увидеть, насколько далеко уехал мой преследователь. Не расслабился, но набирал ход не надрываясь. Подумал снова, что чутье меня не подвело с одной стороны, что каким то боком знал, что за мной кто то целенаправленно едет, так же отказывая себе в долгих стоянках, сне и может выдерживая длительное время до «санитарной паузы»… В первые вспомнил крылатую фразу что бревет это не гонка и окончательно успокоился, хотя не позволил себе остановится даже, что бы попить воды, на которую так рассчитывал, на этот последний отрезок пути. Просто каскад мыслей, обвалившийся на меня одним разом, за короткое мгновение, не давал мне остановиться. Мысли о почти 2000 километров проделанных за последний месяц, начиная с первого бревета 17 мая. Мысли о подготовке, о не внимательности, не уместности такого мышления и поведения в отношении бревета, о какой то ущербности, которая гнала меня вперед, вместо того что бы останавливаться, напиваться в родниках чистейшей воды, купаться с товарищами, в почти святых, степных озёрах, внимать запахи природы и ее силу… Какие-то пару минут всего этого штурма навалившихся мыслей, разорвали все что сделал в этом заезде в клочья, обесценив его и успокоив меня окончательно, от того что пропустил своего преследователя по глупости. Только в этот момент заметил, что еду чуть ли не по середине дороги и уже иду в подъем из низины, в которой уже дважды побывал за считанные минуты(спуск в низину, ошибка в повороте, подъем в заповедник к скале и спуск назад в низину ))) ). По привычке повернулся, что бы посмотреть нет ли сзади машин и увидел его. Это был Шухрат… Торпеда Шухрат, по другому назвать его не могу, для любителя очень мощный и хорошо подготовленный к этому сезону велосипедист. Чисто рефлекторно рванул опять вперёд. Сил уже не было никаких, но рвал вспоминая, что кто то говорил, что Шухрат любит подъемы… А впереди ещё этих подъемов за 10 километров хватит на всех и ветер не стихал ни как. Пока из последних сил рвал вперёд, ворох мыслей зашуршал и измерил вектор: Так, он все равно меня догонит? Нет. Почему? Шухрат хоть и торпеда, но тоже человек. И тоже любитель, он отлично готов, но и я валенки не пинал, рвать дальше? Но чем, даже воду не попил пока катился с заповедника. А это важно?
На предыдущих подъёмах ушел на сухую, ошибся по маршруту, вернулся и все равно оказался спереди. И тут до меня дошла ещё одна волна. Вспомнил что в начале заезда, на подъезде к объездной дороге, на остановке голубые пруды у него сумочка нарульная упала(как выяснилось потом порвалась), пришлось ему спешиться и копошится. На втором КП его не было, на третьем КП Асыл, перед тем как уснуть, сказал что Шухрат и остальные бреветчики, кто были по ближе, только подъехали и отмечаются на знаке. На четвертом КП вообще даже близко никого не было и не предвещалось… Это же как он выкручивал, что бы будучи самым последним, все равно улететь так вперёд. Такие штуки и на прошлых бреветах делал, то заколится (проколит покрышку), то ещё что то и все равно в первых рядах в конце. А на предыдущем бревете (200км тур Сокыр), по маршруту не хватало километров из за не поняток с поворотом на Шахане, в том бревете мы вместе концовку делали, тогда и познакомились в общем то. Ехали вдвоём и как всегда дядя Миша не спеша нас нагнал, втроём почти доехали до финиша и за пару километров, уже в городе потерял их обоих. Как оказалось они поехали докатывать несколько километров в другую сторону, что бы по дистанции был зачёт, ибо Шухрат озвучивал свое волнение по поводу Шаханского объезда, который они с дядей Мишей недопоняли. Так мне стало не приятно и стыдно, уже ни каких сил нет, а я все куда то гоню, хотя пару минут назад, сам же признал, что где то перебарщиваю, что бревет не гонка… Задняя мысль, что если расслаблюсь и перестану выкручивать, Шухрат просто уйдет вперёд, честно, какой то момент ещё пыталась меня зацепить. Но все же желание посмотреть на его поведение и состояние в целом, очень меня интриговали, был готов сесть Шухрату на колесо (встать с подветренной стороны, прикрываясь впереди идущим) в крайнем случае отжать остатки сил, но не сдаться и если что сделать рывок. Но Шухрат не дал мне повода страдать ерундой и вел себя более чем достойно, как настоящий бреветчик. Мы поровнялись и начали обсуждать поездку, распихивая ветер совместными усилиями, плечом к плечу и мне снова стало очень стыдно, что собирался сделать попытку улизнуть из под носа и в то же время почувствовал реальное облегчение, словно мы уже пришли к финишу, хотя до него пилить ещё было как уже говорил почти 10км +/- против ветра по горам(а дядя Миша предупреждал, берегите силы на последний отрезок).
Признался Шухрату, что специально рванул изо всех сил, как увидел что кто-то появился на горизонте, но заметил, что если бы не это обстоятельство, наверняка уже остановился бы на передышку. Он тоже поведал, что преследуя меня выкрутил все что смог и уже не думал, что мы до финиша увидимся. Досадная ошибка в навигации(или точнее картографический критинизм), свела нас и снова подумал: карма. ))) Бревет не гонка, всему свое время.
Ругаясь на ветер и подъемы, мы без единой остановки добрались до финиша, где сделали отметку в одно время прибытия.
Стартовали в 00:00 ночи, пришли в 13:12. Время в пути 12 часов, выходит все мои остановки, набрали всего лишь чуть больше часа.
Страву не выключал ещё долго, ходил по Жасыбаю, забыл совсем выключить, так же как забыл вовремя включить.
После отметки на КП, в первую очередь зашли в магазинчик и мягко говоря напились водой и всем что текло, витамин С, квас, опять вода и снова вода, Шухрат ещё что то кисломолочное шарахнул. Потом пошли искать заранее заказанный автобус. Который должен был забрать 11 велосипедов и 11 велосипедистов. Но забрал всего по 12 из 15. Дядя Миша и Велоныч остались каждый по своему наслаждаться красотами Баянаула и ещё один наш товарищ, снялся вначале гонки (вроде как покрышку разорвало, не камеру, а покрышку, со слов конечно знаю, надо уточнять).
Найдя автобус, переоделись, оставили велосипеды и лишние вещи.
Искупались, потом опять пошли за водой, которую в последствии раздали прибывающим к финишу товарищам и снова потом брали воду… ))) Снова искупались. Четно пытался съесть то что вез с собой 300км, еды хватило ещё на обратную дорогу и домой оказывается что-то ещё вернулось.
Когда все товарищи финишировали (даже те у кого колесо 8 раз спустило), а в лимит времени уложились все 14 человек кто остался на дистанции (кроме оставшегося без колеса Дениса), все искупались и поели, начали собираться домой. С горем пополам мы утрамбовались в автобус, не много ощущений от похолодания и тряски и под утро все уже были по домам.
Результаты финишировавших:
P.S. В четверг, за день до отъезда, продырявил руку в середине предплечья, не до кости, но очень сильно разорвало ткани и кровь не останавливалась 7 часов. Был занят подготовкой велосипеда и прочими мелочами, по сбору к заезду. Время прошло не заметно, но в итоге пришлось ехать в травмпункт, зашиваться. Травмпункт переехал, но врачи все те же, меня там узнают сразу, не часто, но регулярно там бываю. ) Врач зашил, сказал через 10 дней снимать швы, а пока несколько дней не беспокоить руку и никаких физических нагрузок… Ну что было на следующий день уже известно… )))
Когда приехал в Жасыбай у меня образовался мешок наполненный кровью, с сильно выступающей частью, как если бы это была очень огромная шишка, с пол кулака размером. По идее как бы мочить рану нельзя было. Но искупаться хотелось очень и просто не поехал бы, если бы не собирался искупаться на финише, в любом случае. Купался прямо с повязкой. Потом ещё купался… Дядя Миша говорил, что на Жасыбае радоновая вода. Ещё один из водил рассказывал, что с афгана сотых, тяжело раненых сюда привозили на лечение. Но одно дело разговоры, а другое дело, когда приехал домой в 4 утра и снял повязку перед душем, выяснилось, что рана затянулась полностью.
Пришлось гуглить и повышать осведомленность в этом вопросе:
Ученые доказали — радон обладает способностью ускорять обмен веществ, быстрее восстанавливать в организме всевозможные повреждения, нивелировать воспалительные процессы, улучшать состояние кожных покровов.
Точка. Всех дочитавших до конца, благодарю за внимание.
Фото других участников бревета: