Дистанция — 200 км
Автор — Мурушкин Михаил
Дата старта — 27 мая 2023
С этим 200 км бреветом в Родину у меня была особая связь. Я мечтал о нем с тех пор, как узнал о его существовании в прошлом году. Я представлял себе, как я буду ехать по прямой и ровной дороге из Астаны в Родину, наслаждаясь красотой степи и свежестью воздуха. Я надеялся на хорошую погоду, слабый ветер и комфортную температуру. Я готовился к этому заезду как к самому главному событию в этом году. И вот он настал — день бревета. Я был счастлив, как ребенок под новый год. И мне не нужно было никуда ехать, чтобы начать свое приключение, просто вышел из дома и через пару километров оказался на старте.
Тактика на бревет у меня была проста: ехать и не останавливаться. Но не так, как вы думаете. Не как те безумцы, что летели мимо меня на своих гоночных конях, не оборудованных тормозами и передачами, а как разумный человек, который знает свои силы и слабости. Я взял за основу книгу The complete book of long-distance cycling [1], которую мне посоветовал мой друг из Америки. Он сказал, что это самое лучшее руководство для дальнобойщиков на двух колесах. Я не знаю, правда ли это, но книга мне понравилась. Она написана простым и понятным языком, без всяких там сложных формул и графиков. Просто советы от опытных велосипедистов, которые проехали тысячи километров по всему миру. Товарищи рандонеры из Караганды меня отговаривали читать книжки и убеждали, что самое главное это тренировки. Но по факту я увидел, что все описанное в этой книге они просто уже познали на своём опыте и теперь катают в очень комфортном для себя режиме.
Вот что я вынес из этой книги для себя:
1. Мягкое начало.
Не надо сразу давить на педали, как будто вас гонят собаки. Надо постепенно разогреваться, давая своему организму адаптироваться к нагрузке. Я так и сделал. Первые полчаса ехал на легких передачах, не обращая внимания на тех, кто меня обгонял. Я знал, что у них может закончится пар и они будут страдать от мышечных болей и жажды. А я буду ехать своим темпом и наслаждаться пейзажами. Впереди длинный день, а под о мной новый велосипед, который я себе смог позволить благодаря поддержке моей семьи. Даже бабушка скинулась. Большое им спасибо за поддержку!
2. Выбрать свой темп
Темп я выбрал на основе пульса. Настроил телефон так, чтобы он голосом постоянно подсказывал сколько раз в минуту бьется мое сердце. Я решил держать его на уровне 135 ударов. Это для меня комфортная зона, в которой я не чувствую усталости и могу ехать долго и равномерно. Я не смотрел на скорость, потому что она зависит от многих факторов: ветра, подъемов, дороги и т.д. Главное для меня было ехать с одинаковой нагрузкой на сердце и мышцы. Я заранее отдыхал от тренировок неделю, чтобы приехать на старт в хорошей форме. Мои ноги и сердце просили дать жару, но я сдерживал свой задор и ехал так, будто я уже проехал половину пути и мне еще столько же.
3. Ехать с другом
С другом было бы веселее, но у меня не получилось найти себе компаньона по дороге. Мой коллега Сергей хотел поехать со мной, но в последний момент его загрузили работой и он не смог участвовать в бревете. Жаль, конечно, но что поделать. Такова жизнь.
В бревете было заявлено больше 60 человек, выехало 46. Так что найти попутчиков с подходящим темпом не представляло труда. Первые 30 км я ехал в странной компании из гревела, шоссера, фикса и мтб. Потом фикс и шоссер где-то свернули, а я остался с Димой на МТБ. Мы поболтали по дороге до второго КП и время пролетело незаметно. Дима оказался опытным райдером, но для него это был первый бревет. Я его поздравляю с успешным прохождением!
После КП2 меня догнал Максим — очень интересный человек и уникальный для Топара спортсмен. Он может многое рассказать и про техническую и про спортивную составляющие велозаездов, катающаяся энциклопедия. Макс делает очень качественные объемные тренировки зимой и долго ехать со мной ему было не по пути, а тут как раз проходил велопоезд, возглавляемый Азаматом, Макс зацепился за их колесо, и дальше я уже шел всю дистанцию бревета сам по себе, слушая свое тело и свои ощущения.
4. Избегать быстрых велопоездов.
Я был готов ехать в группе, если бы это облегчало мне задачу. Но я придерживался простого правила: пропускать группы, которые меня обгоняли и цепляться за те, что догонял я.
В этот раз бревет проходил в уникальном стиле: большинство людей ехали не один или два человека, но большим пелотоном на 10-15 человек. Я предпочитал ехать в своем ритме и наслаждаться тишиной и красотой природы.
Эту группу райдеров возглавлял Азамат — самый дружелюбный и общительный человек на бревете. Он собирал пелотон по всей трассе, приглашая проезжающих рандонеров посидеть на колесе и пообщаться по душам. Он хотел сделать этот заезд по-настоящему праздничным и дружеским. Это было зрелищно и весело, но не для меня.
Этот велопоезд догнал меня примерно на 45 км, но был за пределами моих возможностей. Они ехали по 30-35 км/ч, а у меня при такой скорости пульс улетал бы за третью зону. Я не хотел рисковать своим здоровьем и успехом бревета ради пары минут экономии времени.
5. Не загоняться в анаэроб
Я не люблю ехать в анаэробном режиме. Это когда сердце бьется как сумасшедшее, а дыхание не успевает за ним. Это когда мышцы горят от кислоты, а голова от боли. Это когда ты чувствуешь себя как спортсмен, а не как живой человек.
Я знаю, что в анаэробном режиме расходуется гликоген — основной источник энергии для мышц. А гликогена у меня не так много: около 1000-1200 калорий. Этого хватит на пару часов езды, а потом наступит стена — состояние полного истощения и отказа организма работать дальше. На 200 км бревете с моей массой нужно около 6000 калорий, а значит ехать нужно используя жировые запасы, которых у меня предостаточно. Тактика заключается в том, чтобы ни разу на протяжении бревета не задирать пульс выше третьей зоны, какие бы подъемы или ветра ни попадались бы мне на пути. В анаэробном режиме расход гликогена возрастает кратно, я же планировал к концу бревета приехать с практически полным баком.
6. Есть и пить часто
Маршрут проходил по оживленной трассе, много поселков и заправок, было не жарко, так что воды я брал минимум. 1 литра с регидроном хватило до Родины, еще бутылку выпил прямо на парковке супермаркета залпом и 2 литра ушло на обратный путь.
Есть побольше углеводов начал за несколько дней до бревета, загрузился как следует. Позавтракал очень плотно. А с собой взял любимую еду — онигири.
Рис лежит в пузе компактно, дает море энергии, но не сразу, а постепенно. Паста мисо пополняет соль, которую в дороге теряешь очень много. Маринованный имбирь дает сочность. Все это завернуто в водоросли нори и в фольгу для транспортировки. Очень практично и не нужно останавливать движение, чтобы поесть.
7. Не останавливаться надолго
На всю дистанцию у меня вышло 27 минут остановок. Могло быть и меньше, но в Родине подзадержался. Хотелось немного прочувствовать атмосферу праздника и я не спешил уезжать.
На КП я делал минимальные действия: ставил штамп в карту контроля, заправлял бутылки водой, проверял оборудование и одежду. Никаких лишних разговоров или фотографий. Я знал, что каждая лишняя минута на остановке не дает мне ничего в плане отдыха. Скорее наоборот от длительного отдыха мышцы дубеют и нужно прогреваться заного.
8. Растягиваться на велосипеде, а не на остановках
Тут все получилось. Спину и руки можно тянуть, главное не забывать делать это почаще. А для ног я попробовал новый для себя способ — передачи в край, самые тугие, каденс на 30-40 и стоя педалировать около 1 км. Скорость при этом особо не проседает, мышцы работают немного другие и если что-то затекало, то это сразу проходит.
9. Финиш на все деньги.
Последние 20 км бревета проходили по велодорожке, на которой тренируется половина велосипедистов и трикотлетов Астаны. План был потратить запасы гликогена на этом участке и приехать на финиш измотанным, но довольным. Но тут меня подвел мой ленивый мозг: он забыл про этот план и продолжал ехать в старом темпе. Зато на финише я чувствовал себя полным сил и энтузиазма.
Этот бревет для меня вышел самым простым и самым быстрым. Когда готовился к первому своему бревету летом 2022, расчитывал его проехать за 10 часов, но куда там: Карагандинские сопки и ветер оказались сюрпризом и ушло порядка 12.5 часов.
В этот раз уложиться в 10 часов у меня получилось с запасом: 9 часов 41 минута. Это время было промежуточной целью для перехода к более длинным дистанциям: 300 км и дальше! Идем дальше!
Огромная благодарность всем участникам и организаторам! Было много новых знакомств и приятных бесед. На событии было рекордное для Казахстана количество участников: больше 60 человек! В Астане похоже большой бреветный потенциал, который я надеюсь будет раскрываться теперь с большой скоростью. Отдельная благодарность Михаилу, Кайрату и всему клубу рандонеров 50+, вы меня сильно вдохновляете вести спортивный образ жизни и не останавливать тренировки.
[1] Burke Ed and Ed Pavalka (2000). The complete book of long-distance cycling: build the strength, skills and confidence to ride as far as you want (Rodale ISBN 1-57954-199-2).