Дистанция — 200 км
Автор — Телегин Руслан
Дата старта — 11 сентября 2021
Для начала постулаты.
1. «Финиш наступает только после публикации отчёта». Это понятно.
2. «Бреветчик должен страдать». Базовый принцип.
3. «А чего дома сидеть?» Ответ на вопрос, для чего мы это делаем вообще.
Был такой классный постапок фильм с Кевином Костнером, очень мрачный и офигенский, что не помешало ему провалиться в прокате. Кино я много лет не смотрю. Но именно эта лента почему-то несколько раз вспомнилась в ходе заезда, когда вымокший до нитки я стучал зубами от холода и боролся с ветром.
Когда близился конец регистрации, каждые четыре часа смотрел прогноз. Весь день дождь и порывистый встречный ветер на большей части трека. Но заветная юбилейная медалька… Мало у кого она будет. Такое событие! Живо мне напомнило диалог мужика со своим внутренним голосом, когда он проходит мимо любимого бара:
— Зайди на минутку.
— Нет, у меня дела.
— Ну, ты как хочешь. А я зайду…
Чекнулся тридцать четвёртым, всего же решили стартовать 38 любителей дальних поездок. Когда смотришь на историю всяких увлечений, бывает сложно поверить, что люди занимались этим сто лет тому назад. Именно 11 сентября 1921 года во Франции прошёл первый 200-километровый заезд. В честь этой круглой даты и был организован наш вояж. Audax Club Parisien ещё в прошлом году разослал во все страны, где есть последователи движения отчаянных, своё предложение по организации юбилейного заезда. Откликнулись и наши друзья-товарищи из «Рандоннёров Сарыарки», грех пропускать. Солидаритэ и всё такое.
Герой Костнера искал обетованную сушу, тайный уголок уцелевшей земли. Наша задача была несколько проще. Стартовать в Караганде, посетить Доскей, Ботакару, Петровку, Актау, Гагаринский, Ростовку, Кызылжар и финишировать в Темиртау. Будильник на 04:00. В пять выезжаю из дома. Влажно, моросят мелкие капельки. Дороги пустые. По новой взлётке с фонарями допилил до развязки на ремонтируемой трассе. Дальше — хоть глаз выколи. Фонарик слабенький, но как-то едем. Справа вырытое корыто дороги, не разгоняюсь. Возле торгового центра «Умай» на микрорайоне Восток уже весёлый гомон, ребята собираются. Пытаемся шутить, что нормальные люди спят, а ненормальные тусуются здесь. Получил карточку, фото на память.
Давно взял за правило выезжать «по нулям». И тут же блуканул. Прекрасно знаю этот район, но на адреналине попёр до мечети Бала кажы. Там свернул направо и естественно упёрся в мокрую грунтовку Авангардного переулка за больницей. Чертыхаясь вернулся на Винницкую, мимо просвистели фонарики основной группы. Ладно, буду ехать последним, меньше шансов попасть в завал на мокрой дороге.
На хорошей скорости пролетел Доскей. Небольшие подъёмы, потом отличный кусок до Тогызкудука. В этом году я здесь оторвался во время летней двухсотки со стартом из Сарани. Но новенький асфальт уже пестрит вырезанными боковыми пучинами и латками. Жаль, что так недолго он был идеальным. Впереди вижу пару красных мигающих огоньков, но добирать группу не решаюсь. Сейчас выложишься, а с чем потом ехать против ветра?
Миша Babich Mikhail говорит, что почти в каждом бревете у участников случается terra incognita. После Тогызкудука такой участок у меня, раньше никогда здесь не ездил. Места очень интересные, стоит приехать отдельно. Час в седле. Остановился проглотить банан. Щёлкнул мокрые поля.
Кручу дальше. Главная задача первых часов — набрать безопасный запас для возможных проколов, отдыха, падения средней скорости.
08:20, 53 километра. Ботакара. Торможу возле дорожного указателя, это КП2. Понимаю, кого я не мог догнать больше двух часов. Это Оля Olga Toporkova на MTB, с которой мы обнимались на стартовом фото. Очень хорошо крутит. Непонятно откуда возникла маленькая собачка со щенками. Моя скоростная спутница тут же принялась угощать их ценной сырокопчёной колбасой. Мне же не до сантиментов. Съедаю батончик и в седло. Ещё нужно миновать посёлок. Проезжаю мимо старейшей православной церкви области. Свято-Троицкий храм в Санниковском (так тогда называлась будущая Ульяновка и Ботакара) был заложен в далёком 1909 году. В советские времена он был полуразрушен и вернулся верующим только в 1994 году. Доводилось бывать там во время фотоэкспедиции с коллегами из народного клуба «Сплав», очень интересное место. Сам я человек от веры достаточно далёкий. Поливает уже основательно, так что я бормочу себе под нос «Святые угодники, помогите грешному!!!».
Если вы не чувствуете ветра, значит он дует вам в спину. Это понял, когда развернулся в посёлке по направлению к Петровке. Ехать сразу стало крайне неприятно. Дорога здесь покрыта мелким щебнем, ненавистное ШПО. Навстречу из дождя выползают грузовики с лафетами. На них стоят огромные карьерные Белазы без колёс и шин. Везут куда-то под Карагайлы на рудники, наверное. Гонять такую технику по дорогам общего пользования не очень хорошо для моторесурса, так дешевле. Поднимаю большой палец вверх. Те машут и сигналят. Такая организованная реакция придаёт хоть каких-то сил. На юбилейной медали, что сделана по примерному дизайну столетней давности изображён галльский петушок. Мне же пока попадаются только отвороты на птицефабрики, а сам я похож скорее на мокрую курицу. Буквально на зубах доезжаю до Петровки. Слева течёт Нура. Дорогу через Сенокосное до перекрёстка им. Максима Россаднева на павлодарской трассе я знаю, катался здесь летом как-то. Да и асфальт чуть лучше. Трёх ребят я обошёл, еду не самым последним.
На отрезке к Первомайке и моей родной Токаревке меня настигает Кайрат Kairat Yeleussizov. Говорить некогда, кручу на нервяке. Прошу его сфотографировать развязку темиртаускую, куда там именно ехать. Предводитель же решил, что я прошу о фото на трассе. Щёлкнул меня радушно. Говорит, что сзади Ерканат. Уходит вперёд, на шоссере ехать чуть легче. Останавливаюсь только через каждый час. Вот и здесь тормознулся на повороте на Нуринск, заправился шоколадкой на автобусной остановке. Снимаю кросовки, мешает песок или мелкие камешки. Странно, ничего нет. Накатывает Ерканат в яркой форме. Он стартовал чуть позже и устранял прокол. Перекинулись парой фраз, по коням.
К Актау, с которого начиналась история нашей семьи — именно сюда мой папа привёз маму после свадьбыв июле 1967-го, подъезжаю скрепя сердце. После этого депрессивного посёлка цементников курс поворачивается основательно налево. Мордевинд. В небольшом рюкзаке у меня сухая термуха, запасные носки, вторая ветровка, обед. На перекрёстке улицы Лумумбы торможу прямо у автобусного павильончика. Он не спасает от ветра совершенно. Достаю макароны и налегаю на них под удивлённые взгляды мирных граждан, что ждут автобус. Сверху нарезал помидорных шайб и посыпал их солью. Не могу на них смотреть. Кое-как заталкиваю в себя парочку, соль нужна. Из запасной бутылки пополняю фляжку водой с лимоном.
В Страве есть участок «Актау — Развязка М36». Ровно 13 километров. Я ехал их 1 час 8 минут. Средняя скорость 11,5 км. При том, что средняя утром была в районе 22. Вода после Нурказгана льёт просто стеной. Поставил мелкую передачу. Давишь на педали и словно бы упираешься в стенку. Не помню, думал ли раньше на бреветах о сходе? Всегда доезжал. Иногда даже играючи. Тот голос из анекдота начинает свою песню. «Ты как знаешь, а с меня довольно, я схожу». Пытаюсь с ним вести диалог. «Ну ОК. Сейчас сойдёшь. Дальше-то что. Ты в степи, на дороге. Сходить нужно было в Актау вместе с макаронами.» Они упали, кстати, но сил не придали. Должно пройти время. Ладно, домучаю до КП3, Гагаринское. Кое-как разбираюсь с развязкой, не доводилось ездить здесь, всегда уходили на торчок к дачам и Старому городу Темиртау налево. Тут же надо прямо и направо, за горнолыжку. На самый верх поднимаюсь сотню метров пешком. Менять одежду на сухую нет смысла. «Настоящий велосипедист обсохнет на трассе», говорил Валера Герлиц. Тешу себя этой мыслью и молюсь, чтобы дождь кончился.На удивление между крутых сопок дорога выполаживается. Навстречу пролетают Кайрат, Саша. Ребята подбадривают. «Гагаринских два, крути до моста через речку», успевают прокричать они. Выписываю повороты и вспоминаю, что когда-то давно с какой-то оказией ездил здесь на авто. Странно, такие красивые места тут. Нужно обязательно будет здесь побывать с фотокамерой на предмет бёрдвотчинга. Пока же страшит флажок. Чек на КП3 закрывается в 14:49. Я ставлю Центурия к ограде моста и делаю контрольное фото. 14:07. У меня запас в 42 минуты. Да я богач! Рано сдаваться, 132 км позади. До последнего КП на трассе 36 вёрст. 4-й чек закроется в 17:13. У меня куча времени! Даже если не уложусь, назад будет подхват, как-нибудь докручу в Темиртау.
Разворот, возвращаюсь на дорогу. Теперь этот участок «зелёный», автомагистраль. Когда поднимался после развязки вверх, на дачном пятаке стояли с люстрой полицейские. Не хотелось бы угодить к ним в лапы и сойти по такой причине. Небо нынче глухо к молитвам велосипедиста агностика. Едва выбрался на ровную обочину трассы, дождь заливает новыми зарядами. Слева пролетают фуры и добавляют праздника в эту водную феерию.
Поворот на Ростовку. Здесь тоже всё знаю. Но мозг отказывается работать. Торможу «газельку». Перепуганные сельчане уверяют, что в Ростовку я еду правильно. Для них только непонятно — зачем и почему в такую прекрасную погоду. Навстречу выкатывают парни из лидирующей группы. Меня попускает, мандраж уходит.
Самарканд. Последний «сникерс» залетает как самый прекрасный деликатес.
Тегизжол. Вспоминаю Ивана, как он тащил меня на первом бревете весной 2017-го: «Сколько можешь, столько крути. Не останавливайся. Только вперёд!»
Ростовка. Ну когда же будет этот злосчастный разворот? Сколько ещё? Километраж напрочь вылетел из головы. Велокомп не обнулял на старте, прицепились 12 километров от дома. Смартфон доставать опасно, льёт. На экранчике вообще вывел максималку. Смотрю на красивые цифры «47,8 км/ч» и не отвлекаюсь на расчёты. Едем вместе с Алиханом, какое-то подобие смен у нас. То он впереди, то я выхожу.
16:33, Кызылжар, 168 км. Делаем с моим попутчиком фото. Выпиваю последнюю воду из фляжки. Искать здесь магазин некогда. Поеду остаток на сухую. Тут же прилетает Маша Мария Бризицкая. Странно, я думал, что она давно впереди. Оказывается они подкреплялись, так я объехал шоссеров. Не стою ни минуты, назад, пока ветер не переменился. Как же приятно смотреть на растущую скорость. Кураж! На меня накатывает Александр Александр Ермолёнок и кричит из последних сил «Да когда же будет этот *** поворот!» «Немного осталось» бросаю я ему, как раньше это делали более быстрые товарищи…
40 минут запаса есть. Ветер стал тише, но теперь даёт ехать достаточно комфортно, если такое слово вообще применимо к нынешнему празднику. В Ростовке решаю пополнить запас. В самом крайнем магазинчике покупаю «Спрайт» и воду. 250 мл сладкого напитка сразу, надо себя побаловать. Воду в фляжку. Тяну её глотками на спусках. Назад к автобану. Прохожу над ним по путепроводу. Чкаловское. У больших деревьев делаю санпаузу. Дальше город. Пролетаю Старый Темиртау, знакомый по фотопрогулкам, заездам и киносъёмкам. Едва вышел на оперативный простор промзоны, стало ясно, что за час до нашего приезда тут выпала месячная норма осадков. Дорога залита водой полностью, она не уходит никуда. Можно впороться в ливнёвку, открытый люк, яму. Еду во второй полосе, смотрю на машины впереди. За гребной школой поворот направо в центр. Тут море разливанное и добавляются вынутые под ремонт квадраты асфальта. Слышно, как бьются подвеской машины, которые влетают в них. Там у местного жд-вокзальчика тянется узкий тротуарчик слева, ухожу на него. Справа в потоках проносятся Саша с Машей. Он что-то кричит мне, но я не могу разобрать. Догоняют на шоссерах молодые участники Владимир и Максим. Не знаю кто и каким идёт. Да и бревет не гонка, помним мы. Никаких целей я себе не ставлю. Впереди только обетованная земля — финиш, КП5.
На площади перед акиматом города металлургов в боковом кармане парковки замечаю движение мокрых и замёрзших велозомби. Последние метры. Стоп. 12 часов 32 минуты. Всякое я повидал, дорогие друзья. Но такое… Едва положил вел, начало колотить от холода. Быстро облачаюсь в сухое (верх), низ остаётся влажным. Возникает было новая вводная: а как убираться из этого прекрасного места? Но большой грузовой прицеп моего одноклубника тут же озаряет радостью: улезут усе! На остатках сил мы делимся впечатлениями, грузимся. Едем домой в тесноте, но не в обиде, беседуем. Кружим, оставляем ребят и девчат.
21:20. Дом. Мокрые вещи в стирку. Ноги в таз с горячей водой, добавил горчицы. Горячий душ после. Жена с дочкой потчуют меня основательным ужином. Коньяк «Бишкек» заходит как бальзам и согревает. Есть что отметить. Из 38 человек до старта добрались 29. Финишировал 21 участник. Все большие молодцы и настоящие герои. «Юбилейный» бревет позади. Давайте поедем куда-нибудь еще!!! Только желательно без дождя и ветра.
Огромное спасибо членам моей команды «Limpopo Ootdoor», друзьям из «Рандоннёров Сарыарки», Максиму Велонычу за прекрасный трек маршрута, Эдуарду Фаберу за хронометраж. Отдельный респект Саше Ермолёнку и Эдуарду Гроссулу за организацию пост-логистики, святые люди!
Присоединяйтесь, с нами не соскучишься.
Движение рандоннёров в Казахстане: https://www.facebook.com/groups/audaxkazakhstan
Мой трек в Страва: https://www.strava.com/activities/5942021988