Заколдованный маршрут

Дистанция — 300 км

Автор — Телегин Руслан

Дата старта — 6 июля 2024

На старте. Кайрат, Михаил и Руслан (слева направо)

Первой трёхсоткой у меня мог стать этот бревет в далёком уже 2017 году. Форма тогда была отличная. Да и сам автор этих строк был на семь лет моложе нынешнего 🙂 Но накануне того столичного броска в неизвестность у моего товарища родился сын. Отмечали мы очень мощно, с казахстанским размахом. Спортивный режим оказался сбит на пару дней: на старт я не вышел. В качестве компенсации стала посылка из Китая с новенькой формой «Астаны», до этого я пару лет катал как полный лох, она пришла аккурат в день заезда 15 июня. Я облачился в обновку и покатил куда-то в степи за Майкудуком, пока ребята штурмовали нуринское бездорожье и боролись с ветром.

Нынешний старт, перенесённый на три часа ночи, не оставлял шансов на крепкий и продолжительный сон. Отбился в десять, но глаза открыл машинально за пять минут до будильника. За окном по металлическому отливу ощутимо гремели частые капли, двор блестел внушительными лужами. Была, конечно, мысль слиться и залечь. Но так как в бой шла старая гвардия 50+, отринул её. Потешил себя тем, что дождик может и перестать. Как же я ошибался, поскольку следующие пять часов стали своеобразной экранизацией Кевина Костнера про отечественный «Водный мир»…

У колоннады Дворца уже призывно мигал красный фонарик Кайрата. Бреветка, магнит, фото. Без пяти минут прикатил Михаил. Сам факт участия этих ребят придавал уверенности: сколько-то проеду, где наша не пропадала! Потянулись километры. Парни не взвинчивали, шли ровно. Не очень жалую спуски на Темиртауской трассе, сознательно тут притормаживал. Город металлургов и красивых девушек прошли дружно. В районе гребной школы накрыло шквальным ливнем. Ничего не видно, очки заливает. Ехал буквально на ощупь. Но ближе к чкаловскому повороту напор немного утих. Когда дождь просто моросил даже возникало какое-то ложное чувство комфорта. Быстро светало, изо всех посадок и кустов принялись на все лады щебетать птицы. Дорога до Жанаталапа (Молодецкого) знакома по другим заездам. Споро добрались до композиции «Кызыл трактор» в Ростовке. 60 км чуть меньше чем за три часа. Санпауза, банан, батончик. Мокнем дальше. Радовало, что не было дубняка, не колотило, повезло с температурой. Просто словно под душем крутишь.

В Ынтымаке завтракали, налёг на гречку. Прибавки сил не почувствовал, но и тяжести не было. На подъёмчиках стали видны просветы, осадки начали было слабеть. Последний раз одноклубники дождались меня на 130 километре, где поворот на Кантай (Плаховку). До райцентра было 77, извещал большой дорожный указатель. Над Акмешит уже заходил иссиня чёрный грозовой фронт. После поворота ветер стал боковым. Тут и накрыло мощными зарядами. Едва только стал подсыхать, как знатно вымочило буквально за считанные минуты. Дорога резко испортилась. Шершавое покрытие, следы старой обработки ШПО, кочки, ямки. Вел принялся предательски скрипеть, цепь свистела, так как смазку вымыло ещё на первом полтиннике. Возникло ощущение, что ветер накидал воды с песком в каретку, ощутимо трудно стало крутить, появились посторонние звуки. При вращении левой педалью из верней точки появился хруст. Темп стал ощутимо падать.

«Над Акмешит уже заходил иссиня чёрный грозовой фронт»

«Солнца мы сегодня не увидим до самого шарика на Экспо» резюмировал дневной прогноз Миша. Но в умытой Белой Мечети светило порадовало мощной контрастной картинкой. Остановился здесь перевести дух, допил воду, сделал фото. Следующие 60 километров до бывшей Киевки стали для меня настоящим испытанием. Я ехал их пять часов. Перед Тассуатом тормозил пенсионер на стареньком «Гетце»: на пассажирском месте лежал хлеб, банка кабачковой икры, лимонад. Попросил воды и Сергей, так звали моего благодетеля, от души наполнил фляжку из пятилитровки. «Не могу дома сидеть, мотаюсь по степям без особой цели, жгу бензу, а толку никакого…» дал он определение своему времяпрепровождению. Удочек я не заметил. Так и не понял, зачем именно он колесит с утра. Поинтересовался целями нашей поездки, сказал, что видел моих спутников раньше. Я поблагодарил его и вернулся на трассу. Уже оседлал «Центурия», как он посигналил, открыл дверцу и крикнул «Я в Астану еду, могу тебя подвезти, если что». Я крикнул в ответ, что это неспортивно, только своим ходом надо. И он одобрительно помахал мне рукой вслед. Надо было соглашаться, глупец!!! 🙂

На Казгородке поймал какой-то подхват, даже показалось, что нащупываю темп. Но это было ложным ощущением. На меня выскочил кто-то из астанинских парней, которые ехали 600. Я извиняясь прокричал, что тормозить не буду. Но это меня не спасло. Встречно-боковой не давал развить хоть какую-то скорость, вел отчаянно козлил.

«Страва» дважды уходила и сообщала, что устранила неполадки, возвращая трек. К аулу имени Карима Мынбаева она показывала 185 километров. Понял, что силы меня оставляют, здесь на остановке решил сделать обед, налёг на макароны. Ехал налегке: только сумочка с аптечками, запаской и насосом, фляга с водой, бутылочка 0,5 в заднем кармане ветровки, небольшая кормушка на руле, куда поместились два моих перекуса, бананы и батончики. К этому моменту проклинал себя за то, что не взял маслёнку. В одном месте мужик косил бензотриммером высокую траву на электроподстанции. Можно было попросить масла у него, но не стал тормозить. Всматривался в обочину, надеялся заметить пустую баклажку от масла. Но на всём протяжении попадались только банки от энергетиков, пива и водочные бутылки. С шумом пробилась шина у старого «Пассата». Мужики встали на обочине недалеко от остановки, где я подкреплялся. Когда доставали докатку, я подошёл, спросил смазки. Но у них с собой оказался только тосол. Из села выкатила свадьба, радостно мне посигналила и укатила в сторону Нуры. Посёлок стал виден издалека, но приближался я к нему в час по чайной ложке, ехал буквально на зубах.

Обеденная остановка

Третий КП (207,7 по легенде) покорился мне в 16 часов. До чека оставалось ещё полста минут. Быстро нашёл работающий (не взирая на столичный праздник) автосервис. Тамошние работники плеснули какого-то жидкого масла, оно не держалось на пинах, капало вниз. Цепь тут же стала чёрной, жирной. «Страва» к этому моменту вернула недостающие два или три километра, показывала 206 с хвостиком. На этот отрезок у меня ушло 13 часов. На финальную сотню до территории столичной выставки у меня было 7 часов. Обнаружил, что телефон каким-то невероятным образом высадился с 75% до 30. Решил подзарядиться. Зашел в местное небольшое кафе на центральной улице. Татешка дала зарядку, но она оказалась маломощной. Поднял уровень до 40%, купил литр пепси. Потягивал прохладный напиток и прикидывал свои шансы. С моим темпом ниже эталонных 15 км/ч было понятно, что в лимит не укладываюсь. Местные сказали, что сняться можно индрайвером в столицу, в Караганду. Есть автобус в родной город, но ходит только рано утром. Жена с дочерью были в Астане, «гражданка» у них. Так что решил двигаться к заветной цели сколько смогу. А потом уже эвакуироваться до наступления темноты. На развязке затупил, поехал на ветер в сторону Осакаровки. Это тоже не вариант, кстати. 80 км против встречного я бы тоже не вывез. Быстро развернулся и потянул на север.

C:\Users\k0s.g\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1721102228561.jpg

Я остановил трек на отметке 226,15: замер у старой остановки из силикатного кирпича с крышей из металлических профилей. Всюду лежал мусор, который изрядно попортил настроение в ходе поездки. Такой вот «Таза Казахстан»…

«остановил трек на отметке 226,15: замер у старой остановки»

Со стороны Черниговки (топонимика тут изрядно украинская) надвигались зловещие синие тучи, в которых тонуло предзакатное солнце. Решил, что этот хлипкий навес хоть как-то укроет меня от дождя. Часы показывали 18:30, стало накрапывать.

«Со стороны Черниговки надвигались зловещие синие тучи»

У меня было полтора часа до заката, чтобы поймать попутку. Низколёты я даже не голосовал, так как погрузить в мелкую машину вел было бы проблемой. Но и траффик здесь не отличался активностью, лишь редкие машины проскакивали в обеих направлениях. С соседней фермы Кызылжулдыз подкатили ребята на «Ниве», решили, что я американец. Посмеялись. В ходе беседы они поняли мои перспективы. В крайнем случае, если не выйдет уехать, предложили спасаться в их крестьянском хозяйстве. Две или три «газели» не стопнули. Пролетел пустой бусик в Нуру. Думал и про такой вариант: снять там номер в гостинице и выбираться домой утром 7-го. Но через полтора часа моего степного моциона у остановки остановился совершенно пустой автобус. Водитель широким жестом пригласил меня в салон: выбирай любое место! Максут оказался моим ровесником. Уроженец Балкашинского района (сейчас он называется Сандыктау) много лет живёт в столице. Возит жителей бывшей Киевки и окрестных сёл на работу в астанинский «Зеленстрой». В честь праздника смену отпустили домой пораньше и он возвращался в город в необычное для себя время, обычно позже заканчивает рейс.

Водитель Максут – спаситель-эвакуатор

Мой снаряд мирно покоился на задней площадке. Но теперь уже на кочках и ямах скрипел старенький автобус моего доброго самаритянина. Скоростью мы тоже не отличались в эти вечерние часы. Но за беседой дорога как-то пролетела незаметно. Я тепло поблагодарил моего нового друга и его машина покатилась в сторону автопарка в районе нового вокзала. Я же на развязке вышел на проспект Кабанбай батыра, который в велосипедной схватке мне сегодня не дался.

Нервы давно отпустили и дорогу до Экспо я прохватил как-то незаметно. Заряд смартфона был уже где-то в районе 20%, поэтому финальный отрезок (8-10 км) я не записывал, экономил. Михаил с Кайратом успешно финишировали, сделали фото на память.

Михаил с Кайратом успешно финишировали

В день столицы в районе Экспо были мощные пробки. Последние полтора километра к отелю «Хилтон», где меня ждала семья, шёл пешком в толпе. Этим бардаком Астана очень сильно не понравилась. С моими уставшими девчатами немного посмотрели шоу дронов от известных артистов Lumasky.

Шоу дронов от известных артистов Lumasky

Оказалось, что с этой компанией очень плотно работает старшая дочь Маша, делала с ними проекты в Дубае. Но мне уже было не до эффектов и красот. Среди ста тысяч горожан, пришедших на концерт и шоу этой ночью были два человека, преодолевшие долгий путь в триста с лишним километров под дождями и ветрами. И один несчастный, записавший в свой актив что-то около 240 вёрст и познавший горечь первого схода. Долгая ходьба с друзьями и семьей по столице уже в ночи. На финише где-то закололся. Быстро поставил запаску в свете фонаря на детской площадке. Последний бросок на улицу Толе би. Что-то поковырял на ужин. Лёг спать в 2 часа ночи, сутки движа. Усталости особой не было, просто какое-то выгорание. На удивление, проснулся в 7 утра бодрым и восстановившимся. Немного закатил под дождиками по Астане. Дневная она мне понравилась чуть больше.

Ошибок было сделано предостаточно, есть над чем поразмыслить и попытаться всё же реабилитироваться. Или оставить уже в покое Киевку, в которой я бывал за всю жизнь лишь однажды до этого 6 июля. В ходе самого заезда сказал ребятам, что от Жанаталапа для меня начинается terra incognita, никогда западнее там не ездил, дескать. Но когда стоял в степи под «Красной звездой» принялся вспоминать ту нашу поездку.

Был шикарный тёплый август 1996 года. Я в то время работал в Алем банке. Наша коллега Ляззат Исабекова играла свадьбу и пригласила на торжество, которое проходило в её родном райцентре. Мы отправились на нашем служебном белом «Мерседесе», который первый управляющий Евгений Фельд купил в Германии во время командировки. Автобус этот, судя по компоновке, был предназначен для школьников, крупные дамы вечно ворчали на нашего шебутного водителя Керима, что коленки не помещаются, упираются в спинки. Но ехали мы весело, с песнями, анекдотами. Молодым подарили новый фирменный телевизор, тогда уже появились повсеместно корейские и японские марки. Нас принимали как дорогих гостей. Раньше на казахских свадьбах я бывал только со стороны жениха. Это ты сидишь всегда за самым последним столом, а тост, если до него вообще дойдёт дело, говоришь в самом конце тоя, в составе огромной «сборной». Здесь же мы были в центре внимания. Отлично веселились в огромном шатре, который был возведён у дома родителей невесты прямо … на огороде. До поздней ночи зажигали на импровизированном танцполе.

Самая старшая татешка в нашей пёстрой банде вдруг резко засобиралась домой. Толи её супруг к тому времени уже изрядно принял на грудь, толи ещё какие-то коллизии происходили, уже не помню. Нам вручили несколько картонных коробок с саркытом: тут были и мясо, и казы, и салаты, и овощи, и сладости. И вино, и водочка. В Караганду возвращались не менее весело. Когда стал заниматься рассвет, мы остановились в живописных сопках не доезжая Темиртау, накрыли импровизированный стол. Точно, то утро я очень отчётливо и надолго запомнил, как один из самых красивых моментов. Мы с женой тогда были женаты уже полтора года. Молодость, счастливая беззаботная жизнь, хорошая работа. Всё было, как говорится, впереди.

Я так понял, что Кериму очень не понравилась дорога через Шахтинск, Самарку, Есенгельды – добирались мы таким макаром. Так что обратно он поехал именно по тому маршруту, который лежал для нас в столицу в этот праздничный день. Так что бывал я здесь и раньше. Не думаю, что дороги изменились к лучшему за минувшие годы. Все деньги ушли на строительство Астаны, как видим. 🙂 Покорять пространства Нуринского района у меня лучше получается автомобильным транспортом. Не знаю, сумею ли я преодолеть это заколдованное место на двух колёсах когда-то ещё. Анализируя полученный опыт, один вывод я сделал точно и отчётливо. Комфортно катать бреветы по хорошему покрытию в нормальную погоду, удаляясь от больших городов не далее 25-30 километров. Что-то вроде «Мечты Банданамена», который мы с Сергеем Савиным успешно проехали в 22-ом году. Даже Экибастузская «трёхсотка» вышла в некотором смысле экстремальной, так как потом не могли выбраться из этого городка.

Главной наградой стали потрясающие виды после Ынтымака, когда дождь перестал, а на западе показались величественные сопки, залитые солнцем. Эти картины теперь навсегда останутся в моей памяти как компенсация за все выпавшие испытания. С другой стороны, не сидится нам дома. За этими приключениями и впечатлениями мы и отправляемся. Хочу поблагодарить всех ребят, кто поддерживал в ходе бревета. Огромный респект моим оруженосцам, мы хорошо двигались вместе, но темп Кайрата и Михаила, равно как и их большой опыт, оказались выше моих скромных потенций. Выводы сделаны, буду думать про новые походы.

потрясающие виды после Ынтымака