Туринг-бревет в Баянаул 13-16.06.20.

Дистанция — 300 км

Автор — Рем Максим

Дата старта — 13 июня 2020

Моя первая долгожданная туристическая многодневка, в которую я давно планировал отправиться.

Весь путь: почти 680 км, из которых:

— 40 км — выезд на точку старта,
— 310 км — бревет,
— 55 км — скитания, не все из которых писались, в том числе и пешие,
— 275 км — обратный путь.

Фотоальбом: https://vk.com/album-153826820_273092939,
Активность: https://www.strava.com/activities/3607355923.

Денег потрачено: всего несколько тысяч тяньгушек, включая этап подготовки и мелкие покупки в Баянауле. Самоходом вышло всё очень дёшево.

В моих планах на это лето была поездка в Баянаул, но как туриста, на несколько дней. А тут бревет туда же намечался. Самый жемчужный среди других бреветов. И я подумал, не попытаться ли совместить эти два замечательных мероприятия в одно замечательное мероприятие?

Готовиться начал за четыре дня до старта. Готовиться в смысле покупки еды, приготовления питья и упаковывания всего этого на велосипед. +100500 литров изотоника с собой не брал, а сделал 2 по 0,7 л на путь туда + 2 по 0,5 л концентрата для разбавления набираемой воды по пути обратно. Использовал мёд, фруктозу вместо сахара, соль. Апельсиновым соком не разбавлял, чтобы горько не получилось, как в прошлый бревет «Тур Сокур», когда вкус изотоника у попросившего его попробовать Кайрата вызвал «Бррр!»

Неделю назад, во время поездки асфальто-грунтовой сотки, в Караганде была удачно приобретена сумка на багажник, которая успешно вместила в себя 95% провианта. Баул я устанавливать не стал из-за предположения, что он будет сильно парусить. И правильно, что не поставил. На обратном пути меня с ним унесло бы в степь с трассы.

Выехал в Караганду в девятом часу вечера. Ехал не спеша, и добрался до старта почти к половине одиннадцатого. До старта решил побыть в Карагандинском парке, который вечером превращается в опасное место. Опасное, потому что представители рода человеческого, если их так можно назвать, гоняют там по темноте на велосипедах сквозь пешеходов безо всяких светоизлучающих элементов.

Увидев сообщение от Асылбека, что он уже на месте, я двинул на старт. Понемногу подтянулись и все остальные участники. Итого 15 человек. Наверно это было рекордное количество для данного 300 км бревета. Групповое фото и полночный старт. И не опять, а снова старт получился вовремя. Кажется, стартовать вовремя — это становится хорошей традицией.

Общее фото на старте. Участники + группа поддержки. Фото Антона Ни.

Я стартовал самым последним. Собственно, я и планировал ехать в самом конце. Эта моя мечта впоследствии потом сбылась. Было интересно понаблюдать, как часть участников совершила «поворот нетуда». Вероятно, это месть маршрутного листа за его игнорирование. Мне хотелось узнать, что думали водители, проезжающие мимо колонны светящихся словно елочные гирлянды велосипедистов.

В свете городских фонарей ехать было совсем не трудно, от того поездка в начале была не особо захватывающей. А вот когда город закончился, началась темнота. Я к этому времени уже успел обогнать отстающую группу в Майкудуке у поворота на объездную. Дальше ехал один в темноте, наблюдая в зеркало за отстающими от меня огоньками. У выезда на объездную трассу удачный объезд подсказал Эдуард, предупредивший о том, что это будет встречка, и нужно быть осторожнее.

На объездной прибавил в скорости и стало видно красные огоньки опережающей группы. Ну я так подумал, что как и в прошлый бревет, буду ехать между опережающей и отстающей группами, то есть где-то посередине.

После объездной поворот в сторону Байкадама и полная темнота. Фонарик в основном использовал в минимальном режиме освещенности, переводя на средний режим лишь при скоростных спусках. Огоньки от отстающей группы не было видно вообще, а от опережающей — всё ближе.

Ехал налегке, несмотря на тяжесть лисапеда. Но счастье длилось не долго. На Байкадаме я почувствовал что-то неладное под пятой точкой. Первая мысль — заднее колесо спускает. Остановился, пощупал покрышку. То то и оно. Приехали. Тушите свет, я с темноты вам шлю привет. Ремонт прокола в темноте — это будет нечто новенькое. Взял лисапед в руки и протащил его до остановки метров 100. Любишь кататься, люби и саночки возить! И здесь налобный фонарь, который я вожу с собой в качестве дополнительного, сыграл свою важную роль. Однако всё равно пришлось снимать часть груза с вела, а это заняло время. Решил не менять камеру, а поставить заплатку. Итого на ремонт ушло почти 40 минут. В это время мимо меня проехали все отстающие участники. И, как полагается настоящим коллегам по цеху, практически каждый из них предложил помощь. Респектум! Однако я поблагодарил и отказался, ибо у меня было с собой всё, что для этого нужно.

А теперь посмотрите налево. Вы видите индивидуума, который разбрасывает по дорогам распиленный на мелкие кусочки стальной трос. А теперь посмотрите направо. Там стоит гильотина и палач, который с нетерпением ждет этого индивидуума. Палач желает восстановить справедливость и уравновесить силы добра и зла во Вселенной. Да сбудется воля палача! Да спадёт лезвие гильотины!

После завершения моей борьбы с побочными эффектами вселенского зла, я стартовал дальше, оставив сообщение в чате, что всё ок. Я понимал, что теперь я самый отставший, но это меня никак не печалило, ибо была прекрасная возможность наслаждаться спокойной одиночной ездой в полной темноте без мысли, что тебя кто-то догонит. Так я добрался до Петровки, а затем и до КП2 Ботакары. Кто-то уже был в этот момент в районе Корнеевки. На Ботакаре я свернул в сторону местного акимата, чтобы там недалеко заправитья водой из водоколонки, а затем вернулся на трассу.

На пути от Ботакары до Корнеевки стало светать. В такие моменты на трассах, которые ты уже проезжал, происходит некий интересный сбой в ощущениях того, где находится восток, север, запад, юг по сравнению с тем, когда едешь по этим трассам днём. Где-то в 10 км от Ботакары я стал замечать силуэты впереди едущих велосипедистов. Видать, кого-то догоняю. Ещё через какое-то время увидел сообщение, что один из участников — Денис, возвращается обратно по причине того, что возник серьёзный риск разрыва покрышки. Чуть погодя встретил его на трассе, пожелал ему удачно добраться до дома.

Рассвет на пути к Алгабасу

Тем временем силуэты едущих впереди меня участников становились всё ближе и на Алгабасе я нагнал их. Это были Стас и Костя, которые решили не гнать коней, а ехать в спокойном темпе. Там на Алгабасе мы втроём перекусили и дальше поехали все вместе. На пол пути к Умуткеру не удержались от соблазна пофотографировать местную природу и лес. Для меня дорога в Умуткер была новой и в моих планах было также поизучать его местность в какой-то из поездок.

Виды национального заповедника близ Корнеевки

Периодически кто-то из нас отрывался вперед, но всё равно возвращался в группу. Так мы добрались до родника на половине пути в Баянаул. Здесь Костя, вероятно, от радости преодоления половины маршрута, на спуске к роднику «прилёг» на асфальт, покрытый щебнем. Прилёг так, что пришлось немного прибегнуть к медицинским процедурам. К счастью, всё обошлось без серьёзных последствий как для Константина, так и для его коня, и мы, преисполненные водой из родника, поехали дальше.

Родник на середине пути к Баянаулу. Другое название — этноаул.

Граница Карагандинской и Павлодарской областей пройдена. Впервые я оказываюсь в Павлодарской области на велосипеде.

Приближаясь к Карааши я замедляюсь и исчезаю из поля зрения Стаса и Константина, не предупредив их устно. Ненадолго схожу с трассы по естественным биологическим причинам. Подумал, что они и так поймут, поскольку постоянно оглядываются назад. Однако, затем обнаруживаю, что они вернулись в поисках меня, решив, что я заехал в посёлок или что-то опять с колесом. Вот такие внимательные напарники мне попались. Едем дальше.

Подступает жара. В какой-то момент Стас отрывается вперед, а мы с Константином начинаем испытывать недомогание из-за жары и находим водоём, чтобы умыться и намочить одежду. Он подмечает, что было бы неплохо, если бы я наколдовал дождик. Мечта его чуть позже сбылась :). На КП3 в Кундыколе хотели прикупить чего-то холодного в магазине, но местный житель подсказал нам, что в следующем посёлке — Егиндыбулаке, у дороги есть колодец.

КП3

На Егиндыбулаке я заправился водой, но Константину не понравилось то, что в воде из колодца присутствуют какие-то мусорные частицы (что в принципе нормально для воды из колодцев и родников и ничего тут страшного нет). Я перелил ему свою уже теплую воду, которую набрал на водоколонке ещё в Ботакаре. В это время на небе уже были тучи и раздался гром. В одну из вышек ударила молния и где-то начался пожар. Представители местной администрации поспешили к очагу пожара, чтобы ликвидировать его.

Колодец в Егиндыбулаке

Путь до Каражара оказался весьма специфичным и забавным. Жара на солнце, но норма в тени туч. Этот участок мы ехали с Константином в погоне за тенью от тучи, которая пыталась от нас ускользнуть. С трудом мы эту тень догнали.

Ближе к Каражару небо затянули тучи и начался неплохой такой дождь. Константин хотел дождь? Константин получил дождь! Да такой, что мы промокли до ниточки. Да ещё и с градом. А я поблагодарил организаторов бревета в чате за то, что организовали дождь, спасший нас от жары, хотя с градом — это они уже погорячились. В общем, мы добрались до беседки у Каражара, где нас поджидал промокший Стас а так же Мать троих или двоих или одного, в общем, не понятно скольких щенят.

Льет дождь с градом
Градины на брусчатке
Многодетная мать щенят.

Выливая воду из обуви и выжимая промокшие от дождя носки, наблюдали за тем, как испарялась вода с горячего асфальта, покрывая дорогу паром.

На фото слабо видны испарения воды от асфальта, но они есть )

Дождь ушёл, но обещал вернуться. Но мы не стали ждать его возвращения и решили скорее ехать дальше. Однако природа вокруг стала превращаться из монотонно степной в разнообразно горную, и я из простого бреветчика стал превращаться в фотографа. Фотографирование отнимает время, поэтому я сказал ребятам, чтобы они ехали вперёд и не ждали меня. Я отставал, снимал, затем догонял ребят, обгонял их, отвечая в момент обгона «да, не ждите» на их вопрос «тебя опять не ждать?» 🙂

Дикая заповедная корова )

После Баянаула нам на дороге встретился недовольный обстоятельствами Эдуард, который за поездку наловил N-ое количество проколов (где N → ∞), слетел с дороги из-за некорректного по отношению к велосипедистам поведения некоторых автоводителей, а так же немного ошибся с маршрутом, свернув раньше с намеченного пути. Помогли ему кто чем с ремонтом. Поддержали морально, сделав прекрасное мотивационное фото :). И поехали дальше вчетвером.

Помогаем Эдуарду с ремонтом как можем, умеем)

Но в какой-то момент я стал отрываться вперед. Даже в горку стоя на ногах стал заезжать. Думал, подожду всех на повороте в строну Торайгыра и поедем дальше. Но меня нагнал только Стас, сообщив, что у Эдуарда снова какие-то проблемы и они с Константином остались на горке. В общем, мы со Стасом поехали теперь уже против ветра эти самые сюрпризные последние 30 км. По дороге встретили Шухрата и Искандера, но уже на машине, которые везли запаску потрёпанному бреветной судьбой Эдуарду.

На середине участка я решил отдохнуть у деревца, а Стат поехал вперед. Заодно решил воспользоваться секретным оружием, которое приготовил на «последнюю милю». Выпил пол литра энергетика. В обычной жизни я всю эту бадягу стараюсь не пить, ибо энергетик не прибавляет энергии сам по себе, а просто заставляет твой организм отдать её из своих сокровенных запасов. По этой причине не стоит сильно увлекаться данными видами напитков, потому что под конец будет истощение. Не более одной полулитровой банки. В общем, бадяга, судя по всему, подействовала, раз я смог позже догнать Стаса. Отдал Стасу остатки воды в емкостях и оторвался от него. Против ветра с тяжёлым великом смог, стоя на ногах, заехать в горки. Но это всё до Торайгыра.

Отметившись фотографией на КП4 в Торайгыре, я двинул на запад. Однако встречный ветер начал дуть такой силы, что ехать стало не возможно вообще. Пришлось пройтись пешком. Но это ничего, потому что рандоннёр должен страдать! (c) На повороте в сторону Жасыбая у ВЛЭП снова пошёл дождь, который длился недолго. Там я уже снова был на педалях.

На подъезде к КП 4

На въезде у КПП я зачем-то решил попросить воды у полицаев. Они согласились, но при условии, что проверят меня на температуру. А я что-то и подзабыл, что температура тела при длительных нагрузках повышается. В общем, эти товарищи, зафиксировав у меня повышенную температуру, предложили мне пройти в изолятор и подождать приезда тестировщиков на модную нынче инфекцию. В ответ я им начал читать лекции про физиологию организма при повышенных нагрузках, а так же сообщил, что нас ждёт автобус, чтобы увезти обратно в Караганду. Да, я слукавил, не сказав, что остаюсь на несколько дней, ха-ха-ха :). Короче, я их окончательно достал и они попросили меня, чтобы я поскорее уехал подальше от них.

Добрался наконец до Жасыбая, попутно делая большое количество фото. На въезде меня уже и Стас догнал. Лето, солнце, жара, танцуй до утра. Обмен впечатлениями, купание в радоновой воде, лежание на пляже под шумы туристов, типичное неуважительное обсуждение пляжными русалками их и не их парней, и этот… этот звонкий глас из преисподней: «Катамаран, катамаран, мы подберём для вас самый быстрый катамаран!»

И вот, велосипеды и их велосипедисты погружены в автобус. В Жасыбае остаёмся только я и Михаил. Михаил уходит в сторону Самала, а я ещё несколько минут остаюсь на пляже, собираюсь. Стартует закат. Сначала решил установить палатку на горке у пляжа, но вокруг было шумно, и к тому же надо было тащить тяжёлый велосипед в эту горку. И я принял решение переместиться в более тихое место. На карте нашёл какую-то дорогу ближе к горам и поехал по ней. Дорога впоследствии заканчивалась крутым затяжным подъёмом и, как выяснилось позже, вела к резиденции нульпервого. Так что до конца мне добраться не вышло, поскольку въезд в зону оказался под запретом. Остановился недалеко в лесу и там разбил свой лагерь уже в темноте. И снова хвала фонарику налобному.

Комары и прочие летающие назойливые насекомые отсутствовали. Были лишь крупные муравьи длиной до 1 см. Ночью спал хорошо. Отдыхал до половины дня. Днём пару раз прошёл небольшой дождь. Забрался на небольшую возвышенность и вернулся обратно в палатку. Затем послышались звуки хомосапиенсов, которые повылезали из ниоткуда, словно грибы после зомби-апокалипсиса, и жутко горланили на весь лес. Не люблю, когда возле моего лагеря шлындают шумные двуногие. В общем, пришлось дожидаться высыхания тента палатки, а затем собираться и улепётывать в другое местечко.

Захотелось поесть сладостей и я решил совместить их покупку в Баянауле с подъёмом по серпантину. По дороге нашёл родниковый ручей. На извилинах серпантина пришлось подыматься пешком. Затем быстрый спуск до Баянаула, покупка сладостей и возвращение к Жасыбаю по серпантину. Обратный спуск по извилинам в сторону Жасыбая оказался куда более экстремальным. Заночевал у горки на въезде в Жасыбай. Лагерь разбивал снова по темноте. Договорились с Михаилом о завтрашней встрече, чтобы забраться на вершину горы Акбет, которая вроде как самая высокая из баянаульских. Хотя среди геологов есть спор, что не самая высокая, но мы будем считать, что самая.

Собираюсь утром и подъезжаю в Самал, оставляю там велосипед. Мы с Михаилом выдвигаемся к горе. Идём через горное ущелье — очень живописное место, полное редчайшего папоротника двух видов, чёрной ольхи, а так же высоких узорных скал, чьи живописные формы были сформированы миллионами лет течения горных ручьев и паводков. Там же есть родниковый ручей с питьевой водой. Обнаружили недавно вмонтированные в камни альпинистские крепления. Видать, кто-то решил заняться покорением ущелья. Встречаются узкие проходы, которые во время дождей заполняются водой так, что через них становится невозможным пройти.

Из ущелья мы вышли в узкую долину, идущую на подъём и отражавшую эхо с длительной задержкой. С длительной задержкой — это когда можно громко крикнуть какое-нибудь слово, например, «рухани!» и через несколько секунд в ответ услышать «жаңғыру!». И далее на спуске сквозь заросли шиповника мы добрались до подножия Акбета.

Начали подъем. Михаил и так знал путь наизусть, так как частый здесь гость, но интересно, что кто-то оставил свои метки в виде горсток камней. Был бы дождь, то мы не забрались бы на гору, а забравшись, не спустились бы, так как мох, покрывающий камни, превратился бы в скользкую слизь. Любопытно было лицезреть горизонтально лежащие сосны с закрученными стволами. Почему их стволы были закручены — вопрос на раздумье читателю. Я вспомнил, что «хайкеры» любят использовать специальные палки для облегчения подъёма и нашёл корягу, которая мне в некоторой степени помогала при подъёме.

Путь наверх оказался весьма разнообразным на виды. Сосны умудряются расти из мелких щелей в камнях. А порой и вообще не понятно откуда, как будто прямо из камня. Вот же сила к жизни! Встретилась небольшая пещерка.

И вот мы на вершине с потрясающим видом, откуда можно лицезреть и Жасыбай и Баянаул, и Торайгыр, и другие посёлки. А так же почти все озёра в округе. Дальность видимости составляла на глаз от 80 до 100 км. На востоке от нас располагалась гора, чья густая растительность не пострадала во время когда-то давно происшедших здесь крупных пожаров. А чуть дальше была уже одна сплошная голая степь. Эх, какую возможность и какие виды упустила группа, уехавшая обратно на автобусе!

Последнюю «лепёшку» на вершине горы не миновала участь доски почёта. На ней красовались имена великих альпинистов, которые покорили вершину Акбета. Это были Нурик, Болат, Дамир, Айгерим, Нуржан, Кайрат и другие. Михаил рассказывал истории о том, что когда-то кого-то так же сам смог провести на вершину. А так же о людях, находившихся в нетрезвом состоянии, которые разбивались, пытаясь спуститься с горы. Горы не прощают халатного отношения к себе. Почти у самой вершины есть плоские места, где можно установить палатку. Здесь, видать, и любят останавливаться авалоновцы.

Фотосессия окончена, минута дзена тоже быстро прошла. Впереди спуск. Спуск оказался не менее захватывающим. Особенно для мышц ног. Прокручиваем все предыдущие абзацы в обратном порядке и оказываемся снова в Самале.

В ответ на гостеприимство Камала Советовича, пребывающего на государственном обеспечении, мы занялись ремонтом велосипедов геншефа, пострадавших от рук ревнивой женщины. Во истину ревнивая женщина способна уничтожить целую цивилизацию, целый мир, целую Вселенную, но к счастью всё обошлось лишь погнутым передним переключателем, сбитыми зубьями передней звезды и испорченными покрышками, которые Камал Советович смог сам поменять ещё до бревета. Один из велосипедов успешно реанимировали. У другого же передняя звезда была размозжена, и поэтому Михаил решил привезти в следующий раз новую. Топором по великам рубила месть женская. Печально, что досталось святыням. Таковы бывают итоги держания токалок за спиной.

Вид на озеро Жасыбай с территории з.о. Самал
Вид на поселок Жасыбай с территории з.о. Самал

Вечером мы зарядились замечательной рисовой кашей с мясом, которую приготовил Улан. Наивкуснейшее блюдо вышло однако. Сразу видно, человек умеет! Энергии этой каши нам хватило на следующий день для возвращения.

Ночью шёл дождь. Но к утру более-менее рассосалось и мы, попрощавшись с Камалом Советовичем и Уланом, выдвинулись в обратный путь. Ветер был северо-западным и мы рассчитывали на его помощь. Однако подъём на серпантин пока что оказался против ветра. Прошли пешком, отведав сладкую вишню, растущую у дороги. Затем добрались до Баянаула и после поворота ветер наконец стал попутным. Сила огня, сила земли, сила ветра… Да, нам пожалуйста последнее!

Летели на скоростях 30, 40 , 50 и даже 60 км/ч. Рекордное показание — 65. Зачастую и без кручения педалей, просто стоя. Правда по пути попадали под дождь. Долетели до родника на середине пути, перекусили запасами, которые оставались у меня в сумке на багажнике, и дальше полетели. Однако на участках, где дорога идёт на юг, попутный ветер превращался в боковой и сносил нас с дороги, особенно меня с парусным грузом. Приходилось ехать медленнее и поэтому я периодически отставал от Михаила. Ехали в такие моменты чуть ли не под углом в 45 градусов к земле. Добрались от Корнеевки до Ботакары за час. Решили не останавливаться. ибо за нами летела чёрная чёрная туча и попасть под сильный дождь желания не было. Михаил на Ботакаре поблагодарил за компанию и сказал, что поедет по-быстрому вперёд. Ибо тучи надвигались всё быстрее и быстрее. Но в итоге до Петровки я не сильно от него отстал, всего лишь на метров 150. Подъезжая к мосту, попрощались взмахами рук и двинули каждый своей дорогой.

После поворота на Петровку ветер для меня снова стал боковым и скорость упала, но после посёлка вновь стал попутным почти до Нуринска. На Нуринске снова боковой. Я решил не ехать через Актау, ибо ветер снова начнёт меня сносить. Решил сократить через Токаревку (Г. Мустафина). После прохода по пешеходному мосту через Нуру меня удивил новый асфальт на дачах Черёмушки, но счастье долгим не бывает, и весь старый асфальт от дач до комбината был выдран, видимо, с целью ремонта дороги. В общем, я медленно добрался до города по грейдерообразной, богатой колдобинами поверхности и наконец оказался дома.

Замечательные остались впечатления от посещения Баянаула. Там наверно и правда можно исцеляться его водами и воздухом. По крайней мере все три ночи я спал там хорошим сном. Однозначно поездки туда, как туриста, будут продолжены. Не обследованных мною мест там осталось около 99%. Михаил рассказывал, что осенью там особо красиво. Спасибо Михаилу за хорошую компанию и за поддержку идеи, что бревет должен быть больше, чем просто бревет.

Фотоальбомы:

День 2. После ночёвки: https://vk.com/album-153826820_273093330,
День 2. Серпантин: https://vk.com/album-153826820_273093554,
День 3. Утро: https://vk.com/album-153826820_273093786,
День 3. Акбет: https://vk.com/album-153826820_273093914,
День 3. Закат: https://vk.com/album-153826820_273094624.

Видеозаписи:

Будут постепенно появляться здесь: https://vk.com/videos-153826820?section=album_27.

Активности:

День 2. Прогулка в лесу: https://www.strava.com/activities/3611027670,
День 2. Серпантин. В Баянаул: https://www.strava.com/activities/3613645096,
День 2. Серпантин. В Жасыбай: https://www.strava.com/activities/3614159838,
День 3. Утренняя прогулка: https://www.strava.com/activities/3616560773,
День 3. Акбет. Подъём: https://www.strava.com/activities/3616957950,
День 3. Акбет. Спуск: https://www.strava.com/activities/3617326007,
День 4. Домой: https://www.strava.com/activities/3623474621.

П.С. Как выяснилось, я оказался первым за последнее время НЕ вегетарианцем, который решил вернуться с Баянаула вместе с Михаилом :). Эх, мода, мода. Ешьте мясо, жуйте сыр, друзья! Они состоят из тех же атомов, что и растения! И все эти атомы породил один и тот же взрыв какой-то старой звезды, создавшей нашу солнечную систему! Человек всю историю существования поглощал не только растительность, но и мамонтов, и… Ладно, ладно. Всё, замолкаю… Да, да, оффтоп…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *