Кандидат бреветных наук 2024

Дистанция — 300 км

Автор — Губин Константин

Дата старта — 8 июня 2024

Несколько километров до сути.

Не чувствую в себе таланта сочинять треки для бреветов, но тут появилась крутая гладкая дорога через живописные места с небольшим трафиком. Как не воспользоваться шансом, тем более что асфальт в нашей стране долго не живёт, как правило.

Вот и родился трек до поселка Умиткер, что на трассе в сторону Баянаула. Умиткер (үміткер) с казахского языка переводится как «кандидат». Задумался, как же обыграть это в названии? Сперва родилось политическое «Кандидат Надеждин», потому что үміт — это ещё и надежда. Но отбросил эту идею. Потом было ещё что-то, ну а затем навеяло учебным заведением, где работаю, такое вот название, как есть. Сокращённо «КБН».

Подумалось уже после, что, наверное, стоило бы придумать 200 км, что бы больше желающих смогло насладиться дорогой, которую готов расцеловать. Все же цифра «300» людей непосвященных пугает. Но проезжается она примерно как и 200 по усилиям, если себя не насиловать, а распределять ресурсы тела и еду. Хотя… Погода как всегда вертела ветром на дожде все наши потуги и предварительные расчеты. Тем не менее, выносить старт на окраину или за пределы Караганды, делать замысловатые петли, не хотелось. На будущий год посмотрим. Хотелось приятную трёхсотку, она получилась!

Что же, у нас в клубе заведено правило: «Хочешь что-то проехать по-своему — нарисуй, предложи. Предложил — проведи». В общем: инициатива инициатора, как говорится, имеет. Значит, я ответственный за проведение. Забрать карточки (спасибо Эдуарду Фаберу, тут он помог), раздать, собрать, ну и подбить результаты, проконтролить в процессе, все ли правила соблюдаются и т.п.

За пару месяцев, наверное, нарисовал «Магнит-Легенду». Это подсказка, что бы было легко сверятся по маршруту: где какой поворот, населенный пункт, список КП с лимитами по закрытию этих пунктов (так легче понимать успеваешь или нет). Вот с этого года решил попробовать себя в таком творчестве и вроде что-то получается. Магниты решили делать, чтобы можно было оставить на память как сувенир, повесить на холодильник. Это идея Асылбека Алимбекова. Он, собственно, нам их и изготавливает, за что СПАСИБО ему БОЛЬШОЕ. Скоро придется ещё один холодильник покупать!.. А подсказки начал делать Максим Рем, да и продолжает, ему — тоже спасибо.

Магнит-легенда

На заезд зарегистрировалось девять человек. Последний — Руслан Садвокасов, обратился уже после закрытия, но мы его все равно вписали. Один человек ночью снялся. Спасибо, что написал об этом заранее, предупредил — не стоял, не ждал его, не выяснял судьбу.

Остальные ребята свои, проверенные. Четыре Суперрандонера в прошлом: Максим Димов, Михаил Бабич, Александр Семионов и я. Еще трое катали от 200 до 400 км: Александр Войт, Аскар Дюсенов и Дархан Тлеубаев.

Подготовка.

Я затягивал сборы до последнего, как обычно. Велосипед был не обслужен. Занимался настройкой трансмиссии, перемоткой руля, навешиванием лежака за 1-2 дня до старта, вечерами, по паре часов. То же самое было с закупкой еды и подбором одежды. Благо, тут есть опыт и все собирается уже интуитивно.

По еде: сделал себе два толстых бутера, каждый из пластов бородинского хлеба, курино-свиной ветчины, твердого сыра (живёт дольше) и масла. Вдогонку к ним (чтобы жевать было приятнее) добавил по четвертинке огурца. Взял грушу, которая утонула в недрах подседельной сумки и была забыта до разбора оной уже по приезде. Ноль-пять колы. Пять печенек — по одной на каждые 50 км трека, две ватрушки, ну и два литра воды. Её хватило до Умиткера и ещё осталось до Ботакары на обратном пути. Пить я стал значительно меньше, чем в начале велопохождений.

Погода обещала то одно, то другое, сулила ливни, но прогноз говорил, что будет тепло — 15-25°С (разбег значений с утра и до вечера). С дождем было непонятно. Он то был сильным и обильно покрывал маршрут, то пропадал. Поэтому взял дождевик, непромокаемые штаны. Утепляться не стал — второго джерси достаточно, чтобы накинуть утром/вечером сверху и не замёрзнуть.

Укладывал все вещи и навешивал сумки перед стартом примерно до полуночи.

Старт по просьбам трудящихся перенесли на 05:00 утра (это 6 часов по старому времени до перевода стрелок).

Начало.

Встал в 4 утра. В режиме зомби надел приготовленную одежду. Гигиенические процедуры. Гречневая каша, ветчина, чай с медом и на выход. До старта 20 минут. Выкатываю и начинается мелкий дождик. Приехали! По прогнозу утром должно было быть сухо. Штошшш.

На пустой дороге фоткаются девчонки. Обе босые. Не иначе, как интересно провели ночь, аж вспомнились подобные шатания лет 15 назад. Романтика 😁

Ближе к старту дождик усиливался. Я давно не катал в дождь на шоссейнике и побаивался поскользнуться на поворотах, шел осторожно. Благо дороги в это время пустые и совсем не пахнут.

У памятника Пушкину старая гвардия была уже наготове. Прям поэтический велокружок 🙂 Удивили цветы у подножия. Не перевелись поЧИТАТЕЛИ в Караганде, что приятно. Но тут разгадка проста: 6 июня Нашему Всему исполнилось 225 лет. Оставалось дождаться троих. Сверху противно ляпало, но радости встречи это не портило. Все улыбались, шутили. Раздал карточки и магниты. После меня подъехал Саша Семионов, потом новенький для нас Руслан и последним прибыл Александр Войт, который не поленился накрутить перед стартом порядка 20 км от самого Доскея (бывш. совхоз «Победа»).

Бреветная карта, магнит-легенда и дядя Саша в бронзе.

Предстартовое фото и в путь!

Велопоэтический кружок стартует

Дождь усиливался. Из под колес летело на ноги, несмотря на крылья. Дружно двигались кучкой, особо не растягиваясь и чесали языками.

Руслан оказался владельцем велосипеда с фиксированной передачей. Шпионы нашептали, что парень больше 20 км не ездил, но готов попробовать себя на 300. Не совсем понимаю цели такой авантюры, впрочем, дело хозяйское. В прошлом МТБ-шник, Руслан проникся культурой фиксеров и вот результат. Нам он честно сказал, что скорее всего доедет с нами до Майкудука. Отстал он гораздо раньше.

Дождь избавил нас где-то в центре города, лишь напоминая о себе обильными лужами и мокрым асфальтом. Но на юге перед нами явно захаживал новый ливень. За аркой разговорились про аэропорт и самолёт, что стоит на дачах с отпиленным хвостом. Тут я автоматом поехал «в одно место», поведя за собой всех, кто ехал рядом 😅 Благо Миша напомнил, что нам нужно до следующей развязки 😅

На этом отрезке я и отстал от всех — кусок грейдера у переделываемой развязки протряс все косточки, грязь залила ноги, а плохой человек за рулём «лупаря» обдал меня обильно грязью из луж по пояс. Тысяча и одно проклятье неслись ему вдогонку вместе со мной…

На развязке меня ждали. Тут я понял, что катить будем дружно, группой, а значит — интересно и в режиме рандонне.

Сделали общее фото на КП и дальше.

Объездная.

Ехали, крутили вверх, кучно шли. Я усердно отставал, на дела жёлтые отвлекался.

Грузовики с глупцами за рулём периодически притирались и обдавали водно-грязевой пылью, поднимая ее с дороги и щедро окропляя нас аки садовод плодожорку. Ехали, плевались. И тут проезжает знакомый Вольво с куда более знакомым Вовой Вяткиным. Вову тоже когда-то покусали бреветчики: теперь он периодически составляет нам компанию.

Заснял нас Вова, а потом ещё догнал, поравнялся. Наскоро поговорили через окно. Оказывается, он тоже хотел в бревет, но мама не пустила (шутка). Родственника требовалось отвезти в аэропорт. Сказал, что ливень был сильный. Значит нам повезло. Мы видели эти страшные тучи уплывающими уже куда-то в сторону Алматы, оставили их позади. Но слева над Темиртау ещё поливало и висела чёрно-серая хмарь с белесыми струями дождя.

Я отстал и болтология не способствовала сокращению расстояния до основной группы бреветствующих. Вова предложил свои услуги в виде технички (не уборщицы, а авто, которое создаёт воздушный карман для велосипедиста). Я согласился, тем более пошёл подъем и ветер был боковой. Сие деяние, конечно, запрещено правилами, поэтому прошу считать (дотошного читателя до 10, шутка) рассказ про техничку художественным вымыслом.

Прекрасное далеко

Въезд в Доскей ознаменовывается жопотбивательной узкой дорогой с интенсивным трафиком. Что удивительно, на выезде из оного населённого пункта трафик обычно значительно уменьшается. Дорогу недавно перекрывали и открыли буквально ко дню бревета, торжественно сгорнув кучи земли, преграждающие путь. Как мы поняли — закапывали трубу вдоль дороги. Читателю должно быть понятно, что уже видевшая виды дорога от этого лучше не стала.

На подъемчиках за поселком я снова отстал. Благо меня сопровождал Дархан и страдать было не скучно. С прискорбием отметил для себя, что трафик в этом направлении прилично вырос, а покрытие стало хуже. То тут, то там появляются наплывы, ямы и латки. Что ж, буду с теплом вспоминать прошлые деньки, когда трасса была прекрасной велодорожкой с вкусно пахнущей степью, с шикарными видами полей и обилием луговых цветов. Теперь все чаще приходится вертеть головой, уворачиваться от машин и дышать выхлопами.

Вскоре нас догнал Саша Войт. Он заезжал домой оставить куртку. Парень в отличной физической форме: на МТБ с багажником (и сумкой на нем) летел впереди всех нас на шоссерах и гравийниках.

Дорога на пути в Тогызкудук
На спуске перед самым Тогызкудуком

У Тогызкудука (бывший Кузнецкий) облачность окончательно стала рассеиваться и к следующему КП мы уже наслаждались солнышком.

Ветерок подгонял в спину, на КП у п. Тасшокы я бесповоротно разделся. Подкрепились, постояли, размяли ягодицы и руки — 75 км позади, 8:13 на часах. Вроде и много, но усталости не чувствуется. Что странно, ведь я вообще не тренировался и накатом похвастаться не могу — две поездки за май, да и те в походных условиях на МТБ с палаткой.

КП 3 Тасшокы
Подъезжая к Ботакаре

В Ботакаре Саша Семионов решил купить воды, после того как магазин оставили позади 😂 Ждём его на трассе рядом с придорожным магазом. Примерно 95 км позади.

Выехав из Ботакарушечки ветер усилился как будто, мы стали задорно плыть со скоростью 25-35 км/ч по прекраснейшему идеальному асфальту с холмистой дорогой, ведущей преимущественно вниз. А по сторонам — зелёная степь, местами редкие осинки, карагач и ещё цветущий почему-то до сих пор караганник.

На пути в Алгабас. Впереди знаменитое «дерево Алмаса» :))

Стало жарко. Пришлось прятать мурсало и уши в баф от солнца. Аскар намазался защитным кремом. Я же не люблю ничего наносить на кожу. Средство потом смешивается с потом и дорожной пылью, становится только хуже. Мне проще закрыться тканью.

После п. Алгабас дорога повернула к Корнеевке, резко пошла вверх и ветер стал вновь попутным. Я не мог нарадоваться великолепно ровному покрытию дороги. На контрасте с воспоминаниями о старой трассе просто хотелось петь. Я подавал скорости на спусках, вертел головой на подъёмах, впитывая пейзажи.

У Корнеевки водрузили новый аншлаг. Как гласила табличка, сделали ещё в июле прошлого года. Симпатично смотрится, грех не сфотографироваться.

Мы все так же двигались массой, периодически самые быстрые уходили вперёд, а такие как я — отставали 🙂 Глянув на придорожный магазин у края поселка, вспомнил прошлогоднюю 300-ку в Жасыбай с Искандером. Как стирались о ветер, как заголодал и меня спасли энергетики и кола из этого дукена. Сегодня дверь была закрыта (на замок или нет — с дороги сложно сказать). Как хотелось сладкой газировки…

Местные собачки, живущие у крайнего дома, в этот раз проворонили наше появление, мы обошлись без гавкающего сопровождения.

Ветер стал боковым и дорога муторно пошла вверх. Зато стало обдувать лицо.

Люблю Корнеевку. Берёзовые рощи по сторонам. Воздух! Дорога извивается, вздымается высокими холмами и падает быстрыми спусками — интересно и красиво. Миша говорит, что местность выше, чем Караганда. Любопытный факт!

Спуск за п. Корнеевка

Я сильно отстаю и обессилев на предпоследнем подъёме вспоминаю, что везу с собой колу. Жадно впиваюсь в бутылку и вгрызаюсь во вкуснейшую ватрушку. Тут же напоминая себе, что надо тщательно жевать, не спешить.

Тут поднимается Саша Семионов. Успел его сфотографировать.

Обратите внимание на изгиб дороги

Он притормозил, сделал свои дела и поехал дальше. Я неспешно собрался и нагнал его перед Умиткером.

Народ ждал нас на КП 4 у п. Умиткер минут 10. Кто-то отметился, кто-то нет. Сделали совместное фото в 11:47 и поехали обедать на Хантас — придорожное кафе с юртой, качелями, туалетом. Туалет, кстати, раньше был лучше и чище. Теперь тут обычный бионужник.

КП 4 у п. Умиткер

Работает кафе не всегда. Миша заранее связался с хозяином, чтобы для нас приготовили еду и вышли на работу. Саша Войт отказался составить нам компанию и поехал по маршруту — сразу назад в Караганду. Мы же проехали ещё 5 км в сторону Баянаула, где нас ждала юрта с корпешками и дастарханом, мантами, пирожками и чаем-кофием. Минут за 20 доехали.

В юрте на Хантасе

Часа полтора провели на Хантасе. Умылись, поели, повалялись на корпешках в юрте. В меню были манты с зелёным лучком, пирожки с картошкой и сосиска в тесте, кофе сваренный на песке в турке (шучу). Конечно, это был классический Маккофе «3 в 1». Плюс чай на выбор. Манты 250 тенге за штуку, в тарелке ультимативно 5 мант. Кофе 250, сосиска в тесте 300 тг (вроде ничего не перепутал).

Задираем ноги — снимаем или предупреждаем отечность

Классно вот так никуда не спешить, не гнать, дать себе отдохнуть и пообщаться. Душевно время провели. Вечером, конечно, я себя немного грыз за потерю времени и езду по темноте, но в сухом остатке — оно того стоило!

Расплатились за еду, поблагодарили хозяина и поехали назад. Спустились к Умиткеру и … здравствуй, ветер. Вот и расплата за лёгкость первой половины пути. За Умиткером ещё и Корнеевские холмики пошли, да и дорога к Караганде в целом идёт вверх. Но холмики вещь приятная — забрался, а потом летишь вниз — ууу-ууух!

Знакомые полушария
Спуск в сторону Корнеевки, на котором сфоткал Сашу ранее

Забыл написать, как же я «люблю» быстросъёмные крылья SKS! Напомню, что эти жадины пожопились на проволоку и крылья плохо держатся в креплениях. В результате у меня всю дорогу вылетало крыло из паза: то задевало спицы, то терло об покрышку. Постоянно на это отвлекаться очень раздражает. Особенно «приятно» на спуске. Когда-нибудь я стану большой и куплю себе несъёмные крылья, нормально закрывающие от грязи и больше никогда не буду онлайн!!!

Дорога петляла. Соответственно, ветер был то встречный, то боковой, то встречно-боковой. От поворота с Корнеевки катить стало вообще неудобно. Мы снова собрались в кучу передохнуть и договорится идти против ветра составом. Вроде договорились. Но, как я уже знаю, для состава нужна либо притертая команда, либо лидер, который всех строит. Я таким лидером себя не чувствовал. В итоге через пару смен начались разброд и шатания. Решили, что раз ветер встречно-боковой, то эффективней катить двойками и меняться, что логично, но как то не пошло. Миша начал объяснять, как «правильно», я не соглашался. Не сошлись на том, как должен меняться ведущий в составе. Миша утверждал, что надо забрасывать человека с хвоста вперёд. Я говорил, что ведущий должен уходить назад, потому что так легче. Во-первых с хвоста не надо тратить силы, чтобы добраться вперед. Во-вторых — в хвосте отдыхать гораздо комфортнее, чем вторым номером. Да ещё и холмики пошли, а какой пелотон на спусках?. В итоге начался разлад и трое ушли вперёд, я подотстал. Семионов был где-то посередине, Дархан ехал позади. Поравнявшись, я предложил Дархану поработать сменами по две минуты. Он, как показалось, с удовольствием согласился. Так и шли, пока не догнали Сашу. Тут уже пошли втроём.

Чуть проехали Алгабас, как у меня стреляет под передним колесом. Подумал, что кто-то из парней наехал на камень, а тот отстрелил в меня. Ах если бы… Спица лопнула. На ходу я раскрыл на ощупь тормоз, не стал останавливаться — впереди на повороте к Ботакаре стояли наши парни, ждали нас. Остановился, загнул сломанную спицу, обмотал ее вокруг соседней и вроде как проверил чтобы колесо не задевало колодки. Тронулись.

Через какое-то время начал уставать, терять силы. Остановились — сильно захотелось есть. Откушал вторую ватрушку. Проверил колесо — конечно в двух положениях колодки цепляли за обод и тормозили меня.

Покушал и настроение поднялось

Пришлось снимать одну колодку. Сразу же ехать стало легче и веселее, но я остался с одним тормозом. На колесо было страшно смотреть — так сильно оно вихляло. И хотя со сломанной спицей я ездил не раз, вроде как это безопасно, но появилась фобия, что обод может сложиться пополам, что на спуске может привести, если не к гибели, то к сильным травмам. Начиная с этого момента, дальше я ехал напряжённо.

Миша наизусть знает дорогу от Караганды в Баянаул, он четко сказал, что от поворота до Ботакары 27 км. Я засек километраж на одометре и стал считать, чтобы как-то отвлечься от ветра и мрачных мыслей на счёт колеса.

К Ботакаре ветер стал стихать. Вот и очередной КП, долгожданный. 17:33 на часах. У всех так или иначе были разговоры и мысли о кафе «Алихан» у знака Ботакары, о еде или пиве.

КП 5 п. Ботакара

Каково было мое разочарование, когда увидел, что летку с деревянными столами и скамейками снесли и возводят огромную пристройку, расширяя заведение. Эх, прям обидно. Было очень клёво поставить велики и сесть рядом на свежем воздухе поесть, а не толпится в душном зале, переживая, как там велосипед на улице? Что же, возможно теперь мы найдем другое заведение.

Все устали. Это было заметно по тому, как парни переминаются, никто не решался зайти внутрь, будто нужно приглашение. Значит я буду первым 🙂 Поставил велосипед у двери и пошел. Набрал питья — сладкого и не очень и пошел назад — забыл деньги и бутерброд. За столом сильно не болтали — жевали и отдыхали. Все уработались против ветра. Максим с Аскаром обгорели. Миша угостил мандарином. Я приберег его как награду за поднятие на затяжной подъем после Тогызкудука. На улице заранее проставил печати парням в бреветной карте, все равно уже доедем все и есть хороший запас, чего на финише по темноте и усталому этим занимается?.. Все равно бреветные карты по новым правилам стали не обязательны и мы перевели их в разряд сувениров. Но заполнять надо, на всякий случай. Неизвестно, что там французы снова удумают. Да и это все же документ о том, что ты преодолел бревет.

Дорога из Ботакары была очень красивой. Ветер стих, полный штиль. Солнце давало тот свет, который фотографы называют «золотым часом». Все и правда заливало золотом — зелёные луга, сопки у горизонта, небо тоже было молочно-жёлтым, тёплым. Воздух был не жарок и не холоден. Ложкой дегтя являлся только трафик, но и он шел волнами.

Михаил Бабич на плоскаче перед Ботакарой, что на фоне

У Тогызкудука мы встретили закат, стали опускаться сумерки. Парни повключали фонари. Я же берег батарейку, т.к. запаску не взял: опасался остаться без света, когда он будет действительно нужен. Мигалка при этом работала, конечно.

На затяжном подъёме, чтобы как-то отвлекать себя от мыслей об усталости и том, как долго придется преодолевать этот участок, начал бессвязно напевать рандомную мелодию. Периодически подмечая не в рифму всё, что в голову взбредёт 😁 Получался весёлый бред — то что нужно, чтобы отвлечься. Настроение и правда повысилось, подъем дался легче.

Остановились отпраздновать победу над апхилом передышкой. Я достал мандарин. Пока я его ел, комары ели меня.

Стало уже прям темновато, пришлось включить фонарь.

Дорога пошла вниз и спуски радовали, придавая скорости, но страх за колесо оставался. Трафик тоже, да ещё и встречка слепила в придачу.

На каком-то из 33-х весёлых пригорков нас обогнал бусик, из которого торчал Денис Перелыгин. Он поприветствовал нас, выкрикнув что-то ободряющее. Наверняка вез группу туристов из Баянаула, где устраивает пешие походы выходного дня. Было приятно :).

На самых крутых спусках у Доскея, я откровенно тормозил, сбрасывая скорость. Было страшно. Рисовал в голове, как ломается обод: мгновение и я торможу лицом об руль и асфальт. Осторожничал, как мог. В какой-то момент остался на дороге один. В темноте да с неисправностью — это демотивирует. Но парни ждали меня на мосту развязки. Снова проскакав отвратный участок от поселка к развязке показалось, что жизнь прекрасна!

Финишная кривая.

Вышли на восточный объезд. Пара подъемов и вот пошли спуски — летим 25-40 км/ч.

Частично трасса освящена, частично нет. Сложно было понять, сколько осталось ещё до конца бревета из-за того, что трек писал от дома, да и накрутили как минимум десятку за мантами. Катилось легко, быстро и что удивительно — тепло.

Уже после развязки на Уштобе меня стал обгонять Саша. Обгонит и встанет передо мной. Зачем?! Мой фонарь долбит ему в зад. Свет отражается и бьёт мне по глазам. Стробит мигалка. Я не вижу дорогу, а скорость под 40! Обхожу Сашу, но он снова повторяет маневр. На третий раз я не выдерживаю и что-то ору ему. Тут же у меня в который раз выпрыгивает спица из крепления крыла и крыло ложится на переднее колесо. Бл., да за что! Оттормаживаюсь, снимаю к чертовой матери крыло и мучительно долго в темноте колхожу его к подседельной сумке.

Дархан притормозил чуть впереди, убедился что я еду и дальше мы покатили вместе.

Нервы у меня сдавали. Усталость, недосып и переживания на счёт поломок — все скопилось и фонило. Тем временем впереди жемчужной ниткой горел мост дороги на аэропорт. Оставалось совсем немного. Проехать там и вскоре поворот направо к знаку «Караганда», что и было следующим КП.

Поднажали. Догнали Мишу с Сашей. Аскар с Максимом уже скучали на точке. Быстро сделали фото.

КП 6 Знак на въезде в город со стороны алматинской трассы

Я на повышенных тонах объяснил Саше, что не надо так больше делать с обгонами (не правильно, конечно, но гайки уже раскрутились). Дальше мы поехали нестройно, кто-где-с кем. Мне хотелось остаться одному. Приехать, просто приехать. Это само по себе говорило о начале переутомления, что и случилось уже по пути с финиша домой. Благо, стало прохладно.

На конце.

На Атлетик-парк оказалось весьма неудобно заезжать. Более того, там отсутствовало освещение, и рядом была детская площадка, переполненная родителями и детьми. Над крошечной площадкой теснились огромные человейники…

Отвратительное место для финиша я выбрал, хотя по логике там были лавочки и должно было быть светло. Что же, учтём для следующего раза.

Саша Войт ждал нас на финише около пары часов. Я не догадался проштамповать ему бреветку и сказать, что ждать не нужно. Но в процессе езды вечером уже было не до прочтения чата. Ну что же. Хотя Эдик ему ответил, что ждать не обязательно, вышло несколько неудобно.

В 22:52 было сделано финальное фото. Бревет окончен. Ещё 20 км до дома. Купание, еда, сон.

Какая то надпись на последнем КП у триатлон парка. Мутность фото ярко отражает состояние тел и/или сознания.

Спасибо всем, кто не побоялся погоды и вышел на дистанцию. Отдельное спасибо, что решили не устраивать гонку, а дружно ехали совместно! Самые приятные бреветы в таком формате и проходят.

До встречи!